Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

Заболевание с риском для жизни всегда требует безотлагательной высококвалифицированной медицинской помощи. А если у пациента одновременно диагностировали две патологии, каждая из которых в любой момент может привести к гибели?
12 лет назад мужчина, тогда ему было чуть больше 30, перенес операцию Росса: поврежденный аортальный клапан был заменен на его собственный легочный вместе с частью легочной артерии, а на её место был установлен биологический протез. Эта операция спасла жизнь, но спустя время биопротез кальцинировался, а клапан легочной артерии перестал работать в полную силу. Возникла одышка, отеки. Мнение врачей - нужна срочная операция.
"Это ожидаемые последствия операции Росса, таким пациентам через 10-15 лет почти всегда снова требуется помощь хирургов. Поэтому операция Росса наиболее уместна в детском возрасте или у женщин, планирующих беременность и роды, чтобы не принимать антикоагулянты. Но у этого пациента также сформировалась большая аневризма корня аорты. Таким образом сразу две жизнеугрожающие патологии, устранить которые нужно было в рамках одной операции. Это очень редкое сочетание. Необходимый опыт в нашей стране есть лишь у небольшого числа и только у многопрофильных команд", - рассказал заведующий отделением реконструктивно-восстановительной сердечно-сосудистой хирургии НКЦ №1 РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, член-корреспондент РАН, д.м.н. Эдуард Рафаэлович Чарчян.
Получив отказ в нескольких центрах не только в нашей стране, мужчина приехал в Государственный научный центр РФ "Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского". Предоперационное обследование выявило двустороннюю пневмонию. Сначала врачи справились с воспалением, а затем состоялась большая операция, в ходе которой биопротез легочной артерии с клапаном заменили на человеческую легочную артерию с клапаном, а в позицию корня, восходящей и части дуги аорты установили синтетический протез аорты с механическим клапаном (клапансодержащий кондуит).
"Наш подход - радикальная операция, после которой человек от нас уходит и просто живет свою жизнь. Там, где можно вместо нескольких этапов, выполнить все манипуляции в рамках одного вмешательства, мы действуем именно так. Это сокращает травматизацию пациента, время его нетрудоспособности. В данном случае это молодой, активный мужчина, у которого теперь практически нет никаких ограничений. Но чтобы эту тактику реализовать, работает большая команда специалистов: хирурги, кардиологи, терапевты, диагносты, анестезиологи-реаниматологи, реабилитологи", - говорит Э.Р. Чарчян.
Сейчас мужчина восстанавливается после операции, для постоянного приема ему назначены антикоагулянты. На будущее нежелательны вибрационные нагрузки (например, конный спорт), а в остальном никаких ограничений - полноценная жизнь.