Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Михаил Ковальчук: Российская атомная наука по-прежнему мировой лидер

Гостем программы «Важная персона» на телеканале «Москва 24» в субботу, 26 декабря, стал президент, а до недавнего времени директор Научно-исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Среди прочего он рассказал о том, что Россия по-прежнему находится в лидерах мировой атомной науки, причем это происходит далеко не только из-за советских успехов.

«Созидание - процесс непрерывный. Если мы когда-то придумывали одни принципы, на которых сегодня мир массу вещей делает, это не значит, что мы их придумали в советское время и больше с тех пор ничего не дали», - подчеркнул он. Среди прочего Ковальчук напомнил о проекте ИТЭР - Международный экспериментальный термоядерный реактор, строится на юге Франции в исследовательском центре Карадаш при участии семи стран и Евросоюза как единого участника. Стоимость проекта - €10 млрд.

«Например, термоядерный синтез. Впервые это было придумано и сделано в стенах Курчатовского института. В 1950-х годах было впервые в мире реализовано магнитное удержание плазмы. Дальше этому никто не верил, но после речи Курчатова в СССР стали ездить иностранцы. Они увидели, что действительно получаются такие температуры. После этого такие работы стали проводиться во всем мире. Стали строить эти приборы, которые назывались, причем во всем мире, токамак - от тороидальная магнитная катушка. Да, это было придумано в советское время. Но сначала был построен первый токамак, потом второй, потом первый сверхпроводящий токамак и так далее, то есть это развивалось непрерывно. И сегодня по нашей, в частности, по российско-американской инициативе реализовался проект ИТЭР по созданию международного термоядерного реактора. Советский принцип, советское название токамак в основе», - рассказал ученый.

«Казалось бы, используется советская разработка. Но это же не разработка, это тематика, которую начали в Курчатовском институте и которая развивается непрерывно и сегодня. И мы ключевые игроки на этом рынке. Но мы же не сидим на месте, мы работаем создавая ИТЭР, у нас сейчас создается принципиально новый токамак с сильным магнитным полем в рамках российско-итальянского проекта, мы сегодня разрабатываем принципиально новый подход к зеленой ядерной энергетике на сочетании возможностей токамака на использовании потока нейтронов для переработки топлива, чтобы была безотходная атомная энергетика, это называется термоядерный источник нейтронов - ТИН. В этом смысле мы сохраняем устойчивость во всех этих направлениях», - пояснил он.

По словам президента «Курчатовского института», в 1990-е годы, когда российская наука переживала непростые времена из-за отсутствия финансирования и оттока кадров, шел и параллельный - положительный для России - процесс. А именно - российские разработки начали отвоевывать место в мире.

«Что произошло: вот мы здесь подразвалились, и пришлось выйти наружу. И вот эти международный проекты - ЦЕРН, ИТЭР - пошли в значительной мере благодаря тому, что высшей пробы ученые вышли на открытый рынок и толкнули эти проекты. Иностранцы дали деньги, а мы - интеллектуальную силу, инжектировали туда интеллектуальный потенциал в первую очередь на начальном этапе и толкнули эти проекты. Дальше мы начали подтягивать технологии. Потом мы, потому что денег не было, начали давать туда какие-то изделия. И в этом смысле спасибо, что мы на их деньги начали возрождать и поднимать части своей высокотехнологичной промышленности», - сказал Ковальчук.

После этого, добавил он, Россия и сама начала становиться инвестором. Например, в проекте лазера на свободных электронах в Гамбурге (Ковальчук - член управляющего совета) стоимостью более €1 млрд. Половину проекта покрывает Германия, четверть - Россия, а остальные 25% платят остальные 12 европейских стран. В основе же лежит советская идея.

«Получается, что вся Европа, собрав деньги, строит прибор, который придуман в России, уже построен в США, но самый лучший будет с нашим участием», - заметил ученый.

Он не исключил, что в связи с финансовым кризисом, падением цен на нефть, Россия может сократить траты на международные проекты, но и в этой ситуации есть свои плюсы. В том числе речь идет о запуске своей промышленности, ведь сегодня у «Курчатовского института» более 300 действующих договоров. Причем это договора именно с промышленностью - с атомной, военной, космической, газовой, медицинской, а не некоторые министерские гранты. «Это значит, что все начало двигаться, всем нужны результаты и дело, и все на эти дела находят деньги», - заключил Ковальчук.

Источник: Телеканал «Москва 24»