Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В ЦИАМ обсудили перспективы нетрадиционного авиатоплива

Очередная встреча, посвященная возможности и перспективам использованию в авиации нетрадиционных авиатоплив, в том числе получаемых из попутного нефтяного газа, состоялась в Центральном институте авиационного моторостроения имени Баранова (ЦИАМ). На ней присутствовали представители Министерства промышленности и торговли России, ОДК, Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского (ЦАГИ), а также другие специалисты.

Ученые ЦИАМ совместно с коллегами из ЦАГИ сейчас разрабатывают концепцию двухтопливного летательного аппарата-демонстратора, работающего как на сжиженном газе, так и на традиционном авиатопливе. На встрече они показали поршневый двигатель-демонстратор на экспериментальном образце авиационного сконденсированного топлива (АСКТ).

Начальник отдела «Специальные авиационные двигатели и химмотология» ЦИАМ Леонид Яновский в своем выступлении отметил, что АСКТ в точке производства может оказаться на порядок дешевле традиционного керосина, а использование его не требует дополнительных переделок существующей или перспективной авиатехники.

В свою очередь заместитель генерального директора ЦИАМ Александр Ланшин подчеркнул, что использование АСКТ особенно ценно в контексте освоения территорий российского севера и Сибири. По его словам, сейчас вопрос применения АСКТ в регионах упирается только в отсутствие реального заказчика и неопределенности объемов рынка. В то же время, добавил он, по технической части проекта все задачи вполне решаемы.

Отметим, что в области использования углеводородных газов как альтернативы керосину и авиационному бензину российская наука имеет существенные наработки. Еще более 20 лет назад ЦИАМ, ЦАГИ, ГосНИИ ГА и НИПИгазопереработка предложили использовать в двигателях для летательных аппаратов топливо пропан-бутанового ряда, которое по ряду параметров - стоимость, экологичность, меньшая агрессивность по отношению к конструкционным и уплотнительным материалам - превосходит авиакеросин. Кроме того, в 1989 году в СССР впервые в мире поднялся в воздух самолет Ту-155 с двигателем НК-88, который в качестве топлива использовал сжиженный природный газ.

По предварительным подсчетам, использования газомоторного топлива в регионах с развитым нефтегазовым промыслом, в том числе в районах Крайнего Севера снизит расход топлива на 5%, увеличит ресурс двигателя на 20-30% и на 20-40% уменьшит себестоимость часа работы воздушного судна. Загрязнение атмосферы в результате работы двигателя также сократится.