Сведения об инфраструктуре научно-технологической деятельности
Институт обладает крупнейшим в Европе уникальным комплексом для наземных и высотных испытаний двигателей, их узлов и систем. Все виды испытаний натурных двигателей, их узлов и систем можно проводить на его стендах. Наиболее сложные и энергоемкие виды обязательных испытаний авиационных двигателей, воспроизводящие натурные условия эксплуатации (высота, скорость, температура, влажность и др.), могут быть выполнены в России только на стендах Научно-испытательного центра (НИЦ) ЦИАМ.
Цель и задачи ГНЦ РФ, их соответствие приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации
Цель: обеспечение промышленности научно-технической и экспериментальной поддержкой и определение перспектив развития авиационного двигателестроения. Институт тесно работает с промышленными предприятиями на всех этапах жизненного цикла авиационных двигателей: от создания НТЗ до эксплуатации авиационной техники.
Задачи:
- разработка предложений по проектам основ государственной научно-технической политики, стратегий и концепций развития соответствующих отраслей промышленности;
- подготовка обоснований и предложений при формировании государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа;
- участие в подготовке концепций и предложений по проектам государственных и федеральных целевых программ;
- разработка предложений по перечню промышленных критических технологий;
- участие в разработке и согласовании тактико-технических требований на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и на разработку образцов изделий по закрепленным направлениям, программ их испытаний;
- проведение анализа состояния и тенденций развития мирового авиадвигателестроения, научных разработок в области развития авиадвигателестроения, технологий проектирования и производства перспективных двигателей;
- проведение анализа текущего состояния потенциала авиадвигателестроения России и перспектив его научно-технологического развития с учетом хода реализации выполняемых программ и ожидаемых результатов;
- проведение фундаментальных и прикладных исследований по авиационным двигателям и их системам управления, газовой динамике, процессу горения, снижению шума и эмиссии, ресурсу и конструкционной прочности двигателей, редукторов и трансмиссий, научно-методическому обеспечению и координации работ по проектированию двигателей, топливам и горюче-смазочным материалам, стендовым испытаниям двигателей;
- разработка комплекса мер по освоению передовых технологий, позволяющих ликвидировать технологическое отставание российской промышленности в области создания перспективных авиационных двигателей, авиационных трансмиссий и редукторов, а также обеспечить рост конкурентоспособной отечественной продукции;
- формирование предложений по государственным и федеральным целевым программам в области науки, авиационной техники и вооружения;
- проработка совместно с НИИ и ОКБ проектов тактико-технических требований, поступающих от заказчика и проведение необходимых уточнений этих требований по результатам проработки;
- подготовка заключений по научно-техническому уровню технических предложений и проектов по созданию авиационных двигателей;
- проведение сертификационных испытаний и государственных стендовых испытаний АД;
- гармонизация отечественных и зарубежных норм летной годности в части АД и их систем;
- разработка норм технического уровня для перспективных АД;
- разработка предложений по развитию инновационной структуры авиационной промышленности, научно-образовательных центров, маркетинговых структур, центров коллективного пользования, инновационно-технологических центров.
Приоритет: е) связанность территории Российской Федерации за счет создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики.
Участие ГНЦ РФ в реализации мероприятий, предусмотренных национальными и федеральными проектами и важнейшими инновационными проектами государственного значения
ЦИАМ возглавляет лабораторию «Газовая динамика и силовая установка» НЦМУ «Сверхзвук»
ГП РОПК, ГП НТР
Участие ГНЦ РФ в реализации технологических платформ
Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии»
Информация о ведении образовательной деятельности
Аспирантура.
24.06.01 «Авиационная и ракетно-космическая техника»
2.5.15 «Тепловые, электроракетные двигатели и энергетические установки летательных аппаратов»
Наличие базовых кафедр, научных школ
Базовая кафедра ЦИАМ в МФТИ.
1. Кафедра силовых установок (бывш. кафедра газовой динамики, горения и теплообмена).
Научные школы ЦИАМ.
1. Крайко А.Н., д.ф-м.н., проф.
«Теоретическая газовая динамика, численное моделирование и задачи оптимизации».
2. Крашенинников С.Ю., д.т.н., проф.
«Физико-химические процессы образования экологически опасных компонентов при горении углеводородных, синтетических и альтернативных топлив в камерах сгорания ракетных двигателей и энергоустановок».
3. Яновский Л.С., д.т.н., проф. «Теплофизика авиационных горюче-смазочных материалов».
4. Гуревич О.С., д.т.н., проф. «Системы автоматического управления авиационных газотурбинных двигателей».
5. Ножницкий Ю.А., д.т.н., с.н.с. «Прочность и динамика двигателей летательных аппаратов авиационного и космического назначения».
Наличие диссертационного совета
Д 75.1.033.01 (2.5.15 «Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов», 1.1.9 «Механика жидкости, газа и плазмы», 1.3.14 «Теплофизика и теоретическая теплотехника»)
Иная информация об организации
ЦИАМ аккредитован в качестве технически компетентного и независимого сертификационного центра объектов гражданской авиации Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация, аттестат аккредитации от 06.03.2017 № СЦ-012)