Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Рувим Исаевич родился в городе Горький. Когда ему было два года, умер отец, и мать с двумя маленькими детьми переехала в Москву. Семья поселилась на окраине, которой тогда был современный район «Сокол». Возможно, именно место и повлияло на выбор профессионального пути: окончив десятилетку за 9 лет с аттестатом отличника, Рувим Исаевич в 1939 году поступил на моторостроительный факультет МАИ им. С. Орджоникидзе.
Студент он был очень способный. Из автобиографии 1951 года: «На протяжении учебы в институте был персональным стипендиатом: сначала получал стипендию им. Орджоникидзе, затем им. Ворошилова и с 1943 г. был Сталинским стипендиатом. Во время Великой Отечественной войны сначала работал фрезеровщиком на заводе №24 и одновременно был бойцом истребительного батальона, затем был отозван на учебу в МАИ».
Одним из трофеев, захваченных Советской Армией в Германии в 1945 году, был немецкий самолет-снаряд Фау-1 со странным двигателем, который состоял из трубы с решеткой клапанов на входе, системы топливных коллекторов и выхлопной трубы. Казалось, такой механизм не способен перемещать летательный аппарат, но, судя по тому, что оснащенные им самолеты долетали до берегов Англии и несли при этом боевые снаряды, двигатель странного типа должен был работать. Тогда еще никто в нашей стране не знал, как он работает.
В те годы молодой ученый Е.С. Щетинков, один из первых теоретиков прямоточных двигателей, начал читать о них курс лекций в МАИ. Составной частью курса были пульсирующие двигатели, которые и устанавливались на Фау-1. Но Е.С. Щетинков немного мог сказать о них и о том, как организуется в этом двигателе рабочий процесс.
Немало студентов увлеклось тогда этими загадочными конструкциями. Одним из них был Рувим Исаевич. Пройдет полвека, и Курзинер станет высшим авторитетом в мировой науке в области пульсирующих прямоточных реактивных двигателей. Да и не только их. Его пытливому уму, зоркому научному взгляду окажется по силам создать теории практически всех комбинированных двигателей.
В ЦИАМ личное дело Р.И. Курзинера было начато в 1944 году, когда он пришел студентом на практику в отдел № 15 конструктором. Полноценная трудовая деятельность в стенах института началась с августа 1946 года, после окончания с отличием МАИ, когда он в качестве инженера и аспиранта был направлен в отдел № 6. В ЦИАМ он проработает до последних дней жизни.
В начале своего творческого пути молодой ученый проделал цикл работ по теоретическому и экспериментальному исследованию рабочего процесса пульсирующих прямоточных ВРД. Разработанные Рувимом Исаевичем новые экспериментальные и расчетные методы анализа нестационарных процессов в этих двигателях позволили создать надежную теорию рабочего процесса пульсирующих ВРД, определить их тяговые параметры.
В 1953 году он с блеском защищает кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теории прямоточных двигателей. Научный руководитель Рувима Исаевича, К.П. Станюкович, известный ученый-математик и термодинамик в области нестационарных процессов, с гордостью отзывался о своем самом выдающемся ученике. Диссертация также получила одобрение В.Н. Челомея и других авторитетных ученых.
Пульсирующий прямоточный двигатель, отличаясь простотой конструкции и сложностью рабочего процесса, имел один критический узел – клапаны. Эти клапаны должны были самооткрываться и самозакрываться с частотой 20-50 Гц. Они выходили из строя от переменных нагрузок, и спасти их от неизбежного разрушения было задачей сложной. В своей кандидатской работе Р.И. Курзинер показал на основе анализа движения и отражения ударных и тепловых волн в камере сгорания пульсирующих двигателей, как надо оптимально их проектировать.
Далее Рувим Исаевич занялся исследованиями сверхзвуковых и гиперзвуковых прямоточных двигателей, а затем и ракетно-турбинных комбинированных двигателей. Здесь открывались колоссальные возможности для первопроходцев. 35 лет жизни посвятил Р.И. Курзинер исследованию гиперзвука, создал теорию гиперзвуковых двигателей и навсегда вошел в авиацию как крупнейший ученый-двигателист. Он внес большой вклад в развитие теории ВРД, в разработку вопросов применения ВРД на ЛА ракетного, авиационного и авиационно-космического типа. Им подробно рассмотрены термодинамические основы комбинированных двигателей различных схем с оптимизацией параметров циклов, с анализом основных данных, характеристик и методов регулирования двигателей. Большое значение имели его труды по водородным двигателям, исследования ракетно-прямоточных ВРД, прямоточных ВРД и ГПВРД. Выполненные исследования обобщены в докторской диссертации, которую Р.И. Курзинер успешно защитил в 1976 году. Поражает обилие схем и термодинамических циклов, охваченных им в этой диссертации.
Р.И. Курзинер был одним из инициаторов и руководителей отраслевой комплексной программы освоения криогенных топлив в авиации и работ по подготовке первых в мире испытаний ГПВРД на гиперзвуковой летающей лаборатории, первый полет которой состоялся в 1991 г.
Его инициатива и непосредственное творческое участие во многом определили развитие поисковых исследований высокоскоростных ВРД и высокотемпературных ГТД, в которых используются эндотермические топлива. Он рассмотрел широкий круг вопросов – от термохимии и рецептур топлив до синтеза новых схем комбинированных ВРД.
Будучи одним из лидеров научной школы двигателистов ЦИАМ, Рувим Исаевич охотно делился своими знаниями и идеями. Это был ученый-гуманист, ученый-просветитель, сподвижник большой науки. Вокруг него выросла целая плеяда учеников. Р.И. Курзинер читал лекции в МАИ, МФТИ и ЦИПКК. На протяжении почти 20 лет он возглавлял работу секций Всесоюзных научных чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей Ф.А. Цандера, и чтений по космонавтике, посвященных памяти академика С.П. Королева и других советских ученых – пионеров освоения космического пространства.
Научное наследие Рувима Исаевича насчитывает три монографии, в том числе широко известный труд «Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета», за который ему были присуждены премия им. Н.В. Жуковского и золотая медаль. Он является соавтором учебника по теории ВРД и автором более 150 научных работ и изобретений. В своих исследованиях он шел непроторенными дорогами, увлекая за собой товарищей, заражая их оптимизмом в решении сложнейших задач, обогащая авиационную науку новыми идеями. Работы, выполненные им и под его руководством, стимулировали исследования в ОКБ, НИИ и вузах, нашли применение в некоторых проектах, получили признание за рубежом.
В 1980-х гг. внимание Р.И. Курзинера привлекают общие вопросы энергетики авиационных систем, проблемы использования различных энергоносителей в авиации и энергетике.
Рувим Исаевич скоропостижно скончался 18 декабря 1989 года в расцвете творческих сил, оставив яркий след в авиационной науке.