Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Одному из основных типов прочностных испытаний авиационных двигателей — испытанию на разгонных стендах — была посвящена Международная конференция «Мировой опыт низко- и высокооборотной балансировки. Испытания на разгонных стендах», состоявшаяся в Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского) 15-16 октября 2019 года.
Мероприятие было организовано ЦИАМ, располагающим крупнейшей и уникальной экспериментальной базой для испытаний авиадвигателей, совместно с Schenck RoTec GmbH (концерн D?RR Systems AG) — ведущим мировым производителем балансировочного оборудования и разгонно-балансировочных стендов, а также компанией Test Devices, Inc — дочерним предприятием Schenck, мировым лидером по развитию технологий разгонных испытаний.
Особую значимость событию придал состав участников: конференция собрала специалистов не только в области авиастроения, но и аэрокосмической отрасли, энергетики. К выступлению были приглашены руководители профильных направлений предприятий, которые представили результаты исследований, работ и лучших мировых практик в области разгонных испытаний и балансировки авиационных двигателей, а также технические и IT-решения для совершенствования производственных процессов.
— Такая конференция проводится впервые, и я надеюсь, что обмен опытом в этой сфере станет хорошей традицией, — подчеркнул на открытии конференции генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин. — Обратная связь между Институтом, который занимается исследованиями и сертификацией авиадвигателей и напрямую заинтересован в современном высокоточном оборудовании, а также разработчиками и производителями такого оборудования, очень важна для лучшего понимания процесса и результативности испытаний.
Тему, затронутую Михаилом Гординым, продолжил начальник отдела исследовательского центра «Динамика, прочность, надежность» ЦИАМ Дмитрий Шадрин. Он отметил, что разгонные испытания остаются основой для определения ресурсов и проверки безопасности эксплуатации авиационных двигателей. Эксперт рассказал о проводимых в ЦИАМ сертификационных испытаниях для обеспечения прочностной надежности турбомашин.
Дмитрий Шадрин также осветил особенности проведения разгонных испытаний и способы высокоскоростной балансировки, применяемой специалистами Института. Он рассказал о технических решениях и оборудовании для воспроизведения теплового состояния конструкции и затронул вопросы проведения измерений при подготовке испытаний.
Руководитель департамента оборудования для авиационной и аэрокосмической отрасли Schenck Ральф Офтринг сделал обзор современных тенденций и направлений развития технологий балансировки авиадвигателей, отметив, что балансировка и сборка авиадвигателя — наиболее важные шаги перед испытаниями. Особое внимание он уделил «умным» решениям и возможностям машинного обучения оборудования, а также его применению в процессе балансировки.
О расширении спектра скоростных и температурных режимов вертикальных разгонно-испытательных стендов рассказал руководитель департамента оборудования для разгонных испытаний и высокоскоростной балансировки фирмы Schenck Йоахим Зайдель. Он отметил, что в мире набирает обороты тенденция широкого внедрения предварительных разгонных испытаний заготовок деталей авиационных двигателей до их основной механической обработки. Это позволяет повысить эффективность производства и существенно снизить расходы.
Доклад руководителя учебного центра «Академия балансировки» департамента Schenck RoTec в ООО «Дюрр Системс РУС» Алексея Спиридонова был посвящен вопросам обеспечения требований стандартов при контрольных испытаниях балансировочных станков и разгонно-балансировочных стендов, а также их метрологическому обеспечению и сертификации.
Завершило конференцию выступление директора программ в области развития передовых технологий компании Test Devices, Inc. Бориса Милатовича о факторах развития новой газотурбинной техники и существующих форматах проведения ее разгонных испытаний.
Доклады встретили живой отклик гостей конференции: прозвучало много вопросов и дополнений.
Участниками мероприятия стали представители 25 организаций, среди которых: АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-Климов», ПАО «ОДК-УМПО», ОКБ им. А. Люльки — филиал ПАО «ОДК-УМПО», ПК «Салют» АО «ОДК», АО «НПО Энергомаш», «Воронежский механический завод» — филиал АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», АО «Конструкторское Бюро Химавтоматики», ПАО «Силовые машины», АО «Газпром центрэнергогаз» и др.