Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Основными темами совещания стали последние достижения авиастроения, показанные на Singapore Airshow 2018, и работы по совершенствованию малоэмиссионных камер сгорания (по материалам симпозиума ASME Turbo Expo 2017).
Начальник отдела ЦИАМ Илья Долгополов поделился своими впечатлениями о международной выставке Singapore Airshow 2018 в Сингапуре и в общих чертах рассказал о представленных на ней разработках ведущих мировых производителей аэрокосмической техники.
Он перечислил некоторых российских участников выставки: Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), холдинг «Вертолеты России» и Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех»), принимавшая участие в авиасалоне впервые. ОДК не организовывала экспозицию, а провела презентацию турбовентиляторного двигателя ПД-14, который создается для авиалайнера МС-21. Из зарубежных разработчиков И. Долгополов выделил Rolls-Royce, CFMI, Pratt & Whitney.
Он сделал беглый обзор событий и новинок международного авиасалона. Интерес вызвало оборудование для пожарных испытаний. Например, фирма Health & Safety Laboratory (Великобритания) показала горелку, имитирующую условия при прогаре камеры сгорания, а американские фирмы – дальнейшее развитие стандартных горелок.
На статической стоянке были продемонстрированы пилотируемые и беспилотные летательные аппараты (ЛА), причем военные ЛА выставлялись ВВС стран азиатско-тихоокеанского региона. Что касается двигателей, то они были представлены не слишком обширно. «В числе прочего посетители могли увидеть двигатель Trent 1000 фирмы Rolls-Royce», – заметил докладчик.
Начальник сектора ЦИАМ Александр Васильев провел анализ работ конгресса ASME Turbo Expo 2017. На секции «Горение, топлива и эмиссия» было представлено 160 докладов, посвященных расчетным исследованиям в области камер сгорания.
Работы касались вопросов апробации расчетных методов исследования эмиссии вредных веществ, применения новых альтернативных топлив, опыта доводки основных характеристик, новых конструкций малоэмиссионных камер сгорания, прогноза загрязняющих веществ и др. А. Васильев подробно рассказал о некоторых материалах, заслуживающих наибольшего внимания.
Любопытный эксперимент провела компания Lufthansa, с целью подтвердить существенное влияние камер сгорания на работоспособность и ресурс двигателя. Так, в нем, без проведения дорогостоящего ремонта компрессора и турбины, заменялся только узел камеры сгорания, что позволяло снова достичь исходных технических характеристик двигателя.
Одно из исследований было посвящено применению ультрафиолетовых датчиков для визуализации и регистрации процессов в камере сгорания. В статье сделан вывод о том, что лучше регистрируются датчиком топлива с высокой светимостью пламени.
По традиции, совещание завершилось обзором новостей зарубежного авиадвигателестроения, который провел ведущий специалист ЦИАМ Юрий Кинякин. Центральной темой его сообщения стали летные испытания крупнейшего в мире авиадвигателя GE9X, установленного на летающую лабораторию на базе Boeing 747.
Следующее научно-информационное совещание состоится 2 апреля 2018 года.