Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Сегодня, 3 декабря, Центральному институту авиационного моторостроения им. П.И. Баранова исполняется 85 лет - указ о его создании был подписан 3 декабря 1930 года. Новый институт был создан из авиационного отдела НАМИ и винтомоторного отдела ЦАГИ. С того времени все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии ЦИАМ.
В 1930-е годы под руководством А.А. Микулина в стенах института был создан двигатель М-34 - самый мощный на тот момент в СССР. Именно он был установлен на самолете Валерия Чкалова, когда тот совершал исторический перелет через Северный полюс в Америку. На базе этого мотора была разработана и серия АМ - основные авиадвигатели в Великую Отечественную войну.
В те же годы по всей стране стали появляться авиастроительные конструкторские бюро, которые возглавили выходцы из ЦИАМ. Среди них В.Я. Климов, А.Д. Чаромский, А.А. Микулин, В.А Добрынин, А.М. Люлька, В.Н. Челомей, Л.И. Седов. В следующие десятилетия работы института способствовали переходу отечественной авиации на газотурбинные двигатели, а в 1950-е специалисты ЦИАМ принимали участие в создании реактивных двигателей Люльки, Микулина, Добрынина, Кузнецова, Ивченко. И тогда же в подмосковном Лыткарино был основан один из крупнейших в мире экспериментально-исследовательских комплексов для испытания двигателей и их элементов в различных условиях полета.
А в 1960-х ЦИАМ выполнил комплекс исследований для создания ракетных двигателей. Так, в 1965-м при участии института была разработана и сдана в эксплуатацию первая в мире зенитная управляемая ракета с ракетным-прямоточным двигателем.
В 1970-80 годах при большом вкладе ЦИАМ создавались такие двигатели, как Д-30Ф6 для Миг-31, РД-33 для МиГ-29, АЛ-31Ф для Су-27, НК-32 для Ту-160. В частности, работа на стендах ЦИАМ при сильно возмущенном неравномерном потоке на входе позволила самолетам МиГ-29 и Су-27 иметь лучшую на тот момент в мире маневренность.
Одновременно институт изучал возможности криогенно топлива, в качестве которого использовались жидкие водород и метан. Реальность такого проекта подтвердил первый в мире полет Ту-155 с двигателями, которые работают на жидком водороде и сжиженном природном газе.
В 1990-е годы именно исследования ЦИАМ привели к прорыву в создании гиперзвуковых двигателей. И в настоящее время ЦИАМ осуществляет полный цикл исследований, необходимых при создании авиационных двигателей и газотурбинных установок на их основе, а также научно-техническое сопровождение изделий, находящихся в эксплуатации. Прямо сейчас проходит первый этап испытаний авиадвигателя ПД-14 под крылом летающей лаборатории Ил-76ЛЛ и в термобарокамерах научно-испытательного центра ЦИАМ.
«Институт за 85 лет прошел славный путь, испытан самым взыскательным судьей - временем. Сегодня мы находимся на новом этапе, и намерены, опираясь на блистательные научные и практически важные достижения предшественников, признание промышленностью и государственным заказчиком профессионализма и компетентности современного коллектива, с новыми силами, свежими идеями, традиционной настойчивостью и последовательностью браться и решать уникальные по сложности научные и технологические задачи. Впереди нас ждет масштабная, интересная и крайне востребованная работа. У российского авиадвигателестроения большое будущее, и оно невозможно без ЦИАМ», - подчеркнул генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин.