Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ принял участие в XVII Международном форуме по тепломассообмену

Авиация — отрасль, для развития которой необходимо изучение целого ряда фундаментальных вопросов, один из которых — проблема турбулентности. Преодоление этого опасного явления позволяет создать более эффективные компоновки воздушных судов, в том числе с точки зрения экономичности. Результаты исследований Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») были представлены на XVII Международном форуме по тепломассообмену, состоявшемся в конце мая в г. Минске (Республика Беларусь).

Главный научный сотрудник центра аэрогидродинамики ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Иван Егоров представил доклад «Численное моделирование взаимодействия волны Маха и пограничного слоя на плоской пластине».

«Турбулентность и ее зарождение являются актуальной проблемой. Если разобраться в причинах ее появления, значит, можно попробовать управлять этим процессом. При создании надежных средств, которые будут сдвигать вниз по потоку ламинарно-турбулентный переход и обеспечивать омывание большей части крыла ламинарным пограничным слоем, можно сделать более экономичный самолет. Причем экономия будет составлять до 30 процентов», — прокомментировал Иван Егоров.

Ученый рассказал о возможностях управления обтеканием летательного аппарата и продемонстрировал результаты численного моделирования взаимодействия слабой ударной волны и ламинарного пограничного слоя на плоской пластине. Такая пластина служит простейшей моделью элементов летательного аппарата и широко используется при проведении фундаментальных научных исследований.

Методом прямого численного моделирования, который используют ученые ЦАГИ, решаются трехмерные нестационарные уравнения Навье — Стокса. Изучаются все стадии ламинарно-турбулентного перехода, начиная от малых возмущений, приходящих в пограничный слой, включая стадию восприимчивости, и заканчивая турбулентностью. Прямое численное моделирование позволяет понять основные закономерности этого явления.