Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») 24 ноября 2022 года состоялось межведомственное совещание с участием представителей Росавиации, НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», Авиарегистра России и других предприятий. Участники обсудили подходы к сертификации перспективных воздушных судов различного назначения с гибридными (ГСУ) и электрическими (ЭСУ) силовыми установками на территории Российской Федерации.
Новые технологии снижения шума, вредных выбросов и улучшения экологических характеристик авиации являются предметом исследований во всем мире. Одно из главных направлений – электрификация ВС и их силовых установок: «более электрические», полностью электрические и гибридные проекты сейчас реализуют и мировые, и российские разработчики. Уже в обозримом будущем некоторые из них станут реальностью, и разработка сертификационных норм для таких ВС является актуальной задачей уже сейчас.
ЦИАМ принимает активное участие как в разработке технологий ГСУ/ЭСУ по заказу Минпромторга России, так и в разработке сертификационных норм для ЛА с силовой установкой такого типа.
Представитель Исследовательского центра «Гибридные и электрические силовые установки» ЦИАМ рассказал на совещании о направлениях развития гибридных и электрических авиационных силовых установок, о сформированном институтом научно-техническом заделе в области исследований ГСУ и ЭСУ. Докладчик представил краткий обзор разработанных в ЦИАМ демонстраторов технологий и отметил проблемы, на которые следует обратить внимание разработчику такой техники при сертификации.
Директор Сертификационного центра ЦИАМ проанализировал зарубежный опыт в области сертификации перспективных ГСУ/ЭСУ и подходы, применяемые в настоящее время и планируемые к внедрению авиационными органами при сертификации летательных аппаратов с ГСУ/ЭСУ.
Представитель ФАУ «ГосНИИАС» рассказал о состоянии сертификации воздушного и наземного транспорта с электрической тягой и поделился своим опытом участия в международных рабочих группах по разработке перспективных нормативных правил.
По итогам совещания принято решение продолжить обсуждение вопросов разработки российских сертификационных норм для перспективных ВС с ГСУ и ЭСУ в рамках специализированной рабочей группы.