Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

«Сверхзвуковая» лаборатория ЦИАМ подвела итоги работы в 2021 году

Итоги работы пяти лабораторий Научного центра мирового уровня «Сверхзвук» в прошедшем году были подведены на заседании научного совета НЦМУ, состоявшемся 28 января 2022 года. О работе лаборатории «Газовая динамика и силовая установка», возглавляемой Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), доложил заместитель генерального директора по науке ЦИАМ Александр Ланшин.

Напомним, что основная задача лаборатории – решение фундаментальных научно-технических проблем сверхзвукового полета для достижения качественно новых экологических и акустических показателей двигателей сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) 2-го поколения. Программа рассчитана до конца 2025 года.

В 2021 году ученые ЦИАМ определили требования к перспективному СПС и его силовой установке в части экологии и экономики. Это прежде всего необходимость высокой экономичности (что повлияет и на стоимость авиабилетов), минимального воздействия звукового удара в крейсерском полете и на «трансзвуке» (этап перехода от дозвукового режима полета к сверхзвуковому), высокого ресурса двигателя и др.

Достичь «сверхпоказателей» двигателя СПС нового поколения можно будет только за счет применения новых суперпрочных жаростойких композиционных материалов, покрытий, конструкций, а также новых научно-технических решений. Проанализировав итоги испытаний композиционных материалов, сотрудники лаборатории начали рассматривать возможность использования наиболее перспективных составов. Для исследования образцов была изготовлена оснастка и проведены испытания на трех- и четырехточечный изгиб при температуре до +1500°С. По завершении проекта будут даны рекомендации по применению в силовой установке СПС конкретных материалов.

– До 70% полетного времени двигатель СПС второго поколения должен будет работать на предельных режимах. При этом он должен быть экономичным и максимально экологичным – в этом его основное отличие от первого поколения. Сегодня в мире нет ни одного двигателя, соответствующего данным требованиям. ЦИАМ в этом проекте предстоит решить комплекс вопросов на стыке фундаментальной и прикладной науки, связанных с обеспечением высоких тягово-экономических, экологических характеристик, ресурса и надежности двигателя перспективного СПС, – резюмировал Александр Ланшин.