Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Вышла в свет книга ЦАГИ по развитию статической и тепловой прочности летательных аппаратов

Какой вклад внесли ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в обеспечение прочности летательных аппаратов? Как зарождались основы этой науки в ЦАГИ? По каким направлениям работают прочнисты института сегодня? Этим и другим темам посвящена книга «Развитие статической и тепловой прочности в ЦАГИ» под редакцией ведущего научного сотрудника центра авиационной науки, кандидата технических наук Михаила Тепеницына.

Материал опубликован в одном из выпусков журнала «Труды ЦАГИ». Его уникальность и новизна — в личностном осмыслении темы авиационной прочности, использовании редких исторических фактов и архивных фотографий, многие из которых представлены широкому читателю впервые. Издание под редакцией М.П. Тепеницына объединило в себе исследования 20 авторов, среди которых — начальник отделения статической и тепловой прочности ФГУП «ЦАГИ» А.С. Дзюба, заместители начальника отделения М.В. Лимонин и В.И. Голован, начальники отделов Ю.А. Арефьев и В.Я. Цыганков, советник генерального директора института по прочности Г.Н. Замула, главный научный сотрудник В.И. Гришин, ведущие научные сотрудники Е.М. Кольман и В.М. Юдин, главный специалист В.Ф. Мохов и др.

На страницах книги авторы рассказывают об образовании института и создании комплекса прочности, модернизации зала статических испытаний в 1953–1960 годах, развитии тепловой прочности в отделении № 3, состоянии существующей экспериментальной базы ЦАГИ для статических и теплопрочностных испытаний, структуре испытательного центра «Прочность» и др.

«В этой работе сделана попытка определить вклад специалистов института в обеспечение прочности летательных аппаратов СССР и России. Приводятся краткие биографические данные и важнейшие направления деятельности работников, внесших наиболее весомый вклад в развитие авиационной прочности. Наряду с широко известными именами — классиками науки о прочности — мы знакомим читателя с ушедшими из жизни, незаслуженно забываемыми учеными, а также даем блок информации о современных активно работающих исследователях», — сказал Михаил Тепеницын, написавший 1-ю, 2-ю и 3-ю главы книги и осуществивший общую редакцию.

Редактор издания в декабре этого года отпразднует 90-летний юбилей. М.П. Тепеницын родился в Ленинграде в 1930 году. После окончания МФТИ в 1954 году работал в отделе прочности ОКБ А.Н. Туполева, возглавляемом А.М. Черемухиным. В 1958 году был переведен в отдел беспилотных летательных аппаратов, которым руководил А.А. Туполев, возглавлял группу крыла (по программе сверхзвукового БПЛА «Ястреб»). В ЦАГИ трудится с 1963 года: свыше 50 лет отдал отделению статической и тепловой прочности, с 2017 по 2018 год — в информационно-рекламном, а затем научно-историческом отделе НИМК ЦАГИ, с января 2018 года работает ведущим научным сотрудником отделения системных исследований и концептуального проектирования авиационно-космической техники. Внес большой вклад в разработку методов и программ для ЭВМ и внедрение машинизации прочностных расчетов, принимал участие в создании инженерных методов оптимизации и поиска рациональных параметров силовых схем планера летательных аппаратов. Является разработчиком (с соавторами) ряда программ проектирования рациональных компоновок несущих поверхностей и фюзеляжей. Участвовал в конструировании, анализе прочности, испытаниях, выдаче заключений на первый вылет и работе аварийных комиссий экранопланов КМ, СМ-6, «Орленок», «Лунь», «Стриж», «Циклон», самолетов «Су» с середины 60-х годов. В 80-е годы провел работу по определению характеристик прочности самолета А.Ф. Можайского. Выполнил исследования по оценке жесткости и веса различных компоновок самолетов авиации общего назначения.