Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
21 января 2019 года состоялось очередное научно-информационное совещание, посвященное перспективам развития зарубежного авиадвигателестроения и авиационной отрасли.
Его темами стали результаты работ, проводимых по трем проектам 7-й Рамочной программы Евросоюза: CENTRELINE, AGILE и ULTIMATE.
На совещании с докладами выступили специалисты ЦИАМ.
Алик Исянов представил краткий обзор докладов Международного Конгресса по авиационным наукам ICAS 2018, посвященных проектам CENTRELINE (ConcEpt validatioN sTudy foR fusElage wake-filLIng propusioN intEgration) и AGILE (Aircraft 3rd Generation MDO for Innovative Collaboration of Heterogeneous Teams of Experts).
Проект CENTRELINE, координатором которого является немецкая компания Вauhaus Luftfahrt, продолжает работы, проведенные с активным участием ЦИАМ в рамках предыдущего проекта DisPURSAL. Новый проект посвящен исследованию компоновки самолета с так называемым «пропульсивным фюзеляжем», то есть с задним вентилятором, засасывающим пограничный слой с поверхности фюзеляжа и приводимым во вращение электродвигателем.
Компоновка призвана уменьшить сопротивление самолета за счет заполнения следа от фюзеляжа с помощью выхлопной струи силовой установки (СУ), ее потенциальная эффективность была также исследована на соответствующей модели на экспериментальной установке.
Проект AGILE, в котором принял участие Институт, посвящен исследованию технологий интеграции и многодисциплинарной оптимизации СУ и самолета. В настоящее время Еврокомиссией предложено продолжить этот проект (AGILE 4.0) с сентября 2019 года. ЦИАМ предполагает присоединиться к участию в нем в случае поддержки со стороны Минпромторга России.
Кандидат технических наук Александр Костюченков сделал обзор работы по двигателю с «композитным циклом», разрабатываемому Bauhaus Luftfahrt в рамках проекта ULTIMATE (ранее – LEMCOTEC).
Повышение коэффициента полезного действия (КПД) перспективных двигателей является основной целью для достижения целевых показателей сокращения выбросов, установленных Консультативным советом по исследованиям в области авиации в Европе (Advisory Council for Aeronautics Research in Europe, ACARE) на рубеж 2050-х годов.
Задача проекта заключается в значительном повышении КПД двигателя за счет увеличения коэффициента повышения давления до 100. «Композитный цикл» предполагает использование преимуществ газотурбинных и поршневых двигателей.
Двигатели с «композитным циклом» позволят улучшить удельный расход топлива на ~17% на режимах крейсерского полета и за полетный цикл экономить до ~15% топлива, по сравнению с турбовентиляторными двигателями. При этом выбросы оксидов азота уменьшатся примерно на 10%.
Завершилось совещание обзором новостей, посвященных началу второго этапа летных сертификационных испытаний GE9x, ремонторизации самолета B-52H и первому пилотируемому полету австрийского самолета с гибридной силовой установкой DA-40.