Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
На совещании присутствовали представители Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Минэкономразвития России, РАН, ФГУП ГосНИИ ГА, ФГУП «ЦАГИ», авиакомпании «Волга-Днепр» и другие.
Главным вопросом обсуждения стали экологические характеристики при разработке гражданских летательных аппаратов, которые определяют их конкурентоспособность на мировом рынке и возможность эксплуатации на международных авиалиниях.
В работе Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации ИКАО (Committee on Aviation Environmental Protection, САЕР) участвуют эксперты со всего мира. Среди российских – специалисты ЦИАМ: член рабочей группы (РГ) по шуму Юрий Халецкий; член РГ по эмиссии углекислого газа (СО2), представитель САП России в Международном Координационном Совете ассоциаций предприятий авиакосмической промышленности (ICCAIA) по вопросам СО2 Артур Мирзоян и член РГ по эмиссии двигателей Сергей Волков.
Перед участниками совещания с докладом о современных приоритетных направлениях САЕР и участии в них экспертов из России выступил А. Мирзоян. Он отметил, что важной задачей экспертов в разработке экологических Стандартов является опережающий анализ экологических ограничений ИКАО и последствий их принятия для страны.
В 2016 году на ассамблее ИКАО были приняты новые требования и согласована глобальная схема регулирования выбросов парниковых газов при международных авиаперевозках (CORSIA). Введение новой системы напрямую затрагивает интересы предприятий, работающих в авиационном секторе, и, в первую очередь, эксплуатантов. Они будут вынуждены покупать квоты на выбросы, что создаст дополнительную финансовую нагрузку на весь сектор. Россия не присоединилась к данной системе и предложила взамен ввести для государств единый экологический сбор с каждой тонны топлива, величину которого должна будет определить ассамблея ИКАО.
Все государства-члены ИКАО, вне зависимости от своего решения о присоединении к пилотному этапу внедрения CORSIA, с 1-го января 2019 года должны ввести в действие систему мониторинга, информирования ИКАО и аудита информации об эмиссии CO2 (Monitoring, Reporting and Verification, MRV) эксплуатантов воздушного транспорта, зарегистрированных в этих государствах, применительно к международным полетам.
С учетом необходимости развертывания подсистемы CORSIA – MRV уже в этом году, актуален вопрос широкого обсуждения глобальной системы рыночных мер (ГСРМ) среди всех заинтересованных сторон. Необходимо организовать дискуссионную площадку, где будет представлен весь спектр мнений по данному вопросу, и довести консолидированную позицию отрасли до сведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти и Правительства РФ.
За последние два года значительно активизировалась работа САЕР в отношении экологических Стандартов для сверхзвуковых пассажирских самолетов (СПС). Экологические требования к СПС первого поколения по шуму и эмиссии двигателей действуют, но главное требование к допустимому уровню звукового удару отсутствует. Именно разработка требования к уровню звукового удара является сейчас первостепенной задачей для Стандартов СПС нового поколения. В решении этой задачи мог бы быть полезен опыт России (ЦАГИ, ЦИАМ, ГСС, Туполев), полученный при разработке СПС-1 и проектов СПС бизнес-класса.
САЕР разрабатывает также новый Стандарт по ограничению эмиссии нелетучих твердых частиц (НТЧ) вместо действующего Стандарта по дыму двигателей. С 2020 г. он будет действовать для новых, а с 2023 г. – для выпускаемых двигателей.
Экспертам РГ САЕР по эмиссии удалось договориться с представителями группы FOCA (Швейцария) о проведении замеров эмиссии НТЧ российских двигателей ПС-90 и ПД-14 с помощью мобильной системы в г. Перми в августе 2018 г. В случае своевременной реализации этих договоренностей, полученные данные могут быть учтены при принятии ограничений нового Стандарта ИКАО.