Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Крыловский центр: грант от РНФ

Весной этого года Российским Научным Фондом (РНФ) был объявлен конкурс грантов президентской программы исследовательских проектов. В рамках мероприятия «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» молодым кандидатам наук в возрасте до 35 лет предлагалось не просто представить проекты перспективных исследований на получение целевой государственной финансовой поддержки, но и собрать для выполнения этого проекта вокруг себя целую молодежную научную группу. Победители могли выиграть грант до 5 миллионов рублей на срок до трех лет. Принципиальным условием, выдвигаемым к представляемым проектам, являлось их соответствие одному из направлений «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года», то есть необходимость отвечать на наиболее актуальные вызовы современности и иметь ясные перспективы практического внедрения. К кандидатурам соискателей выдвигались достаточно серьезные формальные наукометрические требования, такие как большое число публикаций в высокорейтинговых научных журналах Scopus и WoS, участие в международных коллаборациях и т. д. Дополнительные сложности были связаны с тем, что потенциальным участникам отводились крайне сжатые сроки (меньше месяца) для подготовки заявки и заполнения многочисленных форм, как на русском, так и на английском языках. При этом статистика прошлых конкурсов, проводимых под эгидой РНФ, показывала, что в среднем поддержку получает менее десяти процентов поданных заявок, а предвидеть заранее замечания и претензии рецензентов, привлекаемых для экспертизы проектов, совершенно невозможно.

Несмотря на эти трудности, инициативная группа молодых ученых из пятого отделения КГНЦ решила рискнуть и сумела в течение буквально трех недель подготовить финальный вариант заявки. Тема проекта связана с созданием технологии тактического и оперативного планирования и управления работой ледоколов и судов ледового плавания в условиях круглогодичной навигации по трассам Северного морского пути. В качестве рамочного направления Стратегии научно-технологического развития России для подаваемого проекта было выбрано направление Н6, посвящённое повышению связанности территории Российской Федерации и созданию интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, в том числе — для Арктики. Руководителем проекта выступил «свежеиспеченный» кандидат наук, начальник сектора ледового бассейна Алексей Добродеев. В состав основных исполнителей вошли другие сотрудники КГНЦ: старший научный сотрудник 504 самостоятельного сектора, кандидат технических наук Олег Таровик и инженер того же сектора, аспирант Александр Кондратенко, а также кандидат географических наук Руслан Май — представитель ФГБНУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», с которым у КГНЦ установлено давнее и прочное научное и деловое сотрудничество. Научную и методическую поддержку при выполнении исследования будут оказывать и более опытные сотрудники, среди которых доктор технических наук Александр Топаж.

Центральной идеей поданного проекта, которая возможно и определила его одобрение, является его мультидисциплинарный характер — соединение таких научных дисциплин как геоинформационные системы, математическое моделирование динамики ледовых полей, моделирование ходовых качеств судов различного типа на чистой воде и во льдах, навигация и оптимальная маршрутизация судов и караванов в замерзающих морях, а также логистическое планирование грузоперевозок. В качестве платформы, объединяющей все перечисленные подходы, выступает единая методология и технология имитационного моделирования сложных систем. Основной целью проекта было заявлено создание комплексной методики оценки эффективности технических и управленческих решений, направленных на обеспечение круглогодичной навигации судов по трассам Северного морского пути. Важность решения поставленной задачи для интересов Российской Федерации несомненна, так как круглогодичная навигация по СМП определяет возможность реализации европейско-азиатского транзита и освоение лицензионных участков по добыче полезных ископаемых на шельфе арктических морей. В качестве гарантий достижимости поставленных целей в указанные сроки были декларированы имеющиеся уникальные компетенции специалистов КГНЦ в области моделирования транспортных систем, а также опыт многочисленных модельных ледовых испытаний.

Итоги конкурса грантов были подведены на прошлой неделеа. По результатам многоуровневой экспертизы проект, поданный от специалистов КГНЦ, получил поддержку в полном объеме заявленного финансирования, что само по себе является практически беспрецедентным случаем. Всеми рецензентами были отмечены высокое качество проработки плана исследований, исключительная актуальность и востребованность поставленной задачи. Отдельно было подчеркнут уровень компетенций и научных заслуг руководителя и всех основных исполнителей проекта, особенно с учетом их молодого возраста и перспектив дальнейшего роста. Следует отметить, что уровень конкуренции проектов РНФ был традиционно высок, поддержку получили всего 239 заявок из более чем двух тысяч, поданных на данный вид конкурса. При этом по направлению Н6 в списке победителей оказались всего 12 проектов. Так что можно смело сказать, что выигрыш гранта РНФ коллективом молодых исследователей Крыловского Центра — не просто существенное финансовое подспорье в наше непростое время, но и факт однозначного признания заслуг и высокого авторитета КГНЦ на государственном уровне. Однако выигрыш гранта — это только первый шаг. Теперь необходимо сделать главное — выполнить проект на высочайшем научном уровне.