Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Новейшие российские субмарины поплывут в Сахару

Марокко ведет консультации с РФ о покупке экспортной версии новейшей подводной лодки проекта 677 «Лада», сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в судостроительном комплексе. Также, по данным марокканских СМИ, Рабат проявляет интерес к фронтовым бомбардировщикам Су-34, хорошо зарекомендовавшим себя в Сирии. Эксперты отмечают, что у Марокко есть веские политические причины для приобретения российской боевой техники, но поставки на экспорт субмарин типа «Лада» вряд ли начнутся ранее 2020 года. Как выяснили «Известия», Рабат и Москва обсуждают возможную продажу марокканским ВМС подводной лодки проекта «Амур-1650», пока коммуникации осуществляются в режиме консультаций. Заинтересовавшая Марокко модель подводной лодки (ПЛ) представляет собой экспортную версию российской неатомной субмарины проекта 677 «Лада».

Главной особенностью этого проекта должна стать воздухонезависимая энергетическая установка, которая избавит лодку от необходимости всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторов. Появление такой ПЛ на вооружении марокканских ВМС существенно повысит их возможности, поскольку «Амур-1650» будет вооружаться крылатыми ракетами «Клаб» — экспортной версией хорошо показавших себя в Сирии «Калибров». Примечательно, что, по данным местной печати, Марокко также проявляет интерес к российской авиационной технике, в частности к экспортной версии бомбардировщика Су-34, внимание на который после операции в Сирии обратили также Оман и Иордания. По официальной версии, новые вооружения нужны Рабату для борьбы с террористами, но эксперты полагают, что речь идет скорее о противостоянии с соседним Алжиром, который уже давно закупает у РФ и подлодки и самолеты «Сухого». — Марокко на протяжении десятилетий находится в противостоянии с Алжиром из-за Западной Сахары, — пояснил Николай Сухов, научный сотрудник Института Африки РАН, вице-президент Международного клуба ближневосточных исследований. — Обе страны также претендуют на роль центров силы в регионе. Воевать между собой они не собираются, но меряются военной мощью, то есть ревниво отслеживают, какое вооружение есть у соперника, и стараются поддерживать баланс.

По словам эксперта, для Рабата покупка лодки — прежде всего вопрос престижа, ведь у Алжира подводные силы уже есть, а у Марокко нет. А Су-34 могут пригодиться для решения вполне конкретных задач, например для борьбы с сахарскими повстанцами. — Алжир сейчас переориентируется на французское, американское и китайское вооружение в надежде получить преимущество, а Марокко, наоборот, обратило внимание на продукцию российского ОПК, — отметил Николай Сухов. — У короля и его окружения никаких предубеждений в отношении России нет. Тем более что Москва предлагает привлекательные финансовые условия. Как сообщили «Известиям» в военно-промышленном комплексе, вопрос продажи за рубеж дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками заслуживает отдельного изучения.

Прежде всего потому, что ПЛ типа «Амур» — это сложные с точки зрения эксплуатации корабли, и надо понимать, смогут ли их полноценно эксплуатировать ВМС какой-либо страны-покупателя. У России пока всего два таких корабля: один находится в опытной эксплуатации, второй — на стапелях в стадии строительства. То есть ни один из них не принят на вооружение собственного флота, а без этого, по словам собеседника «Известий», предлагать подобную технологию на экспорт не совсем корректно. Военно-морской эксперт Владимир Щербаков пояснил «Известиям», что создание подводных сил — дело очень затратное. — В цену субмарины входит и постройка берегового тренажера, и системы обеспечения, и обучение экипажа и технических специалистов, — рассказал эксперт. — Обычно еще включается первый комплект вооружения — торпеды-ракеты. Это не десятки миллионов долларов, а существенно больше.

По мнению Владимира Щербакова, Марокко лучше купить лодки проекта 636 «Варшавянка». — Они проверены временем, модернизированы, вооружены комплексом «Клаб», могут поражать любые цели, — рассказал он. — Единственный недостаток проекта 636 — отсутствие воздухонезависимой энергетической установки, но это важно для операций на океанских коммуникациях, а у марокканцев всё под боком. Доводки лодки проекта 677 придется ждать, ведь первая субмарина до сих пор в опытной эксплуатации. Впрочем, отечественные специалисты надеются за несколько лет решить проблему. — Научно-технический задел по воздухонезависимым установкам создан, — сообщил «Известиям» исполнительный директор ФГУП «Крыловский научный центр» Михаил Загородников. — Проработана установка с паровым реформингом с электрохимическим генератором на твердотелых элементах (подобная установка стояла на космическом челноке «Буран»). Создан промышленный образец. Из принципиальных технологий тут критичны три: получение из дизельного топлива водорода, создание электрохимического генератора, извлекающего из водорода электрический ток, — это освоено. Но вот третий цикл — утилизация отходов жизнедеятельности первого цикла, то есть удаление СО2, — еще недоработан и требует решения. Собственно, под это и требуются деньги, причем весьма серьезные. Речь идет о миллиардах рублей. Сейчас определяются источники финансирования. По словам специалиста, первой новую энергетическую установку получит ПЛ «Лада». ЦКБ «Рубин» уже вписывает ее отсек в конструкции корабля. — Решить эту задачу при должном финансировании можно будет через три года, — считает Михаил Загородников. — Дальше установку планируется внедрить на ряде других объектов, о которых пока рано говорить.

Источник: Известия