Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ провел конференцию по аэродинамике с участием представителей науки и авиапрома

Исследования в области аэродинамики — одно из ключевых направлений деятельности Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Обсуждение актуальных результатов и перспективных работ в этой области, в том числе в аспекте импортозамещения, состоялось на площадке XXXIII Научно-технической конференции по аэродинамике. Организатором мероприятия выступило отделение аэродинамики летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ».

Конференцию открыл начальник отделения аэродинамики летательных аппаратов ФАУ «ЦАГИ» Андрей Волков и рассказал об исследованиях, проведенных в 2022 году. «Наш основной вектор работы — исследования в интересах флагманских проектов авиапрома страны — МС-21 и SSJ. Наряду с этим мы провели комплекс исследований для сегментов малой и транспортной авиации — эти направления сегодня чрезвычайно актуальны для воздушного сообщения страны. Наконец, весомые результаты достигнуты и в создании инновационных технологий и решений, способных улучшить характеристики летательных аппаратов», — подчеркнул Андрей Волков.

Ученые и инженеры ЦАГИ представили свыше 70 докладов. Мероприятие позволило продемонстрировать значимые достижения в интересах отечественной авиационной отрасли и ее технологического суверенитета. Примером служит создание математической модели системы измерения высотно-скоростных параметров (СИВСП) самолета SSJ-NEW по результатам испытаний в аэродинамических трубах. Эта разработка была выполнена специалистами ЦАГИ совместно с коллегами из ПАО «Корпорация «Иркут». Математическая модель — вычислительная процедура для расчета значений физических параметров, воспринимаемых датчиками СИВСП, в зависимости от параметров полета и конфигурации крыла. Это — один из технологических этапов проектирования СИВСП самолета SSJ-NEW. Летательный аппарат создается по программе импортозамещения систем и компонентов и станет еще одной моделью в семействе эксплуатирующихся в настоящее время самолетов типа «Суперджет».

Конференция предоставила возможность научному сообществу поделиться и результатами фундаментальных исследований. Среди них — доклад ЦАГИ «Расчетно-экспериментальные исследования тематической полумодели сверхкритического крыла с адаптивной задней кромкой при близких к натурным числам Рейнольдса». Ученым института в эксперименте удалось получить ламинарное обтекание, соответствующее практически натурным условиям, — ранее достичь подобных результатов в трансзвуковой аэродинамической трубе не удавалось. Полученные данные в дальнейшем позволят изучить механизмы ламинарно-турбулентного перехода, верифицировать расчетные методы аэродинамики, а также уточнить возможности установок для проведения испытаний.

Конференция традиционно охватила несколько тематических блоков: аэродинамика и вопросы проектирования летательных аппаратов различного назначения, экспериментальные исследования и методика эксперимента, теоретические и численные методы механики жидкости и газа. Площадка объединила порядка 200 специалистов научных организаций, среди которых, наряду с ЦАГИ, — ЦИАМ им. П.И. Баранова, СибНИА им. С.А. Чаплыгина, МФТИ, МАИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ИПМ им. М.В. Келдыша РАН и др. В диалоге приняли участие специалисты авиапромышленного сектора, в том числе ПАО «Корпорация «Иркут», ПАО «Туполев», АО «УЗГА».

Ежегодная конференция по аэродинамике объединяет исследователей, инженеров и ведущих ученых, работающих в области аэродинамики, и предоставляет возможность для открытого обсуждения полученных результатов, определения направлений и путей развития в будущем. Первоначально это была школа-семинар, которая имела статус внутреннего мероприятия и носила название «Аэродинамика летательных аппаратов». Сегодня это крупная отраслевая научно-техническая конференция, в которой принимают участие сотни российских авиационных специалистов.