Поговорим о проблемах науки и, скорее всего, не только, - все настолько взаимосвязано, что, строго говоря, отдельно взятых проблем по сути нет. Наш гость - президент Ассоциации государственных научных центров, академик Российской академии наук, профессор, генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов Евгений Николаевич Каблов.
- Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов - один из государственных научных центров, существующих в стране. Сколько их всего?
КАБЛОВ: Решениями президента и правительства Российской Федерации создано 58 научных организаций, получивших статус государственных научных центров. По существу они представляют собой крупные научно-инженерные технологические комплексы, выполняющие полный цикл работ от фундаментальных и поисковых исследований до создания новых образцов техники, промышленных технологий в интересах экономики, национальной безопасности и обороноспособности страны. Государственные научные центры - чрезвычайно важный элемент инновационной системы, и наша ассоциация не устает это подчеркивать.
- Неужели этого кто-то не понимает?
КАБЛОВ: Я длительное время работал в составе Совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ, и позиция президента однозначна: он поддерживает и считает целесообразным развитие Российской академии наук, системы государственных центров, в целом госсектора науки. Но когда решение принято политическим руководством, оно реализуется на соответствующих уровнях, и часто на этих уровнях происходит искажение принятых решений...
- Сознательное искажение линии президента - не что иное как государственный саботаж и уголовное преступление... Но готовятся поправки в Закон о науке; в контексте разговора с депутатами это могло бы быть подано как показатель эффективности их работы. У вас, научной общественности в части, касающейся судьбы государственных научных центров, присутствуют опасения. С чем они связаны?
КАБЛОВ: Я не могу утверждать, что это сознательные действия. Но в части предстоящего внесения поправок в законодательство опасения у нас очень серьезные: под различными предлогами оценки эффективности работы государственных научных центров предпринимается попытка подмены самого института. И позиция Ассоциации государственных научных центров изложена в соответствующих обращениях, где мы сформулировали наши поправки в статью пятую Закона о науке. Мы просим четко прописать, что такое государственный сектор науки, его правовой статус и все действия правительства в плане поддержания работы системы институтов ГНЦ.
В чем суть наших опасений? Различно само толкование, кому присваивается этот статус, каким образом продлевается, а основные вопросы связаны с тем, что ГНЦ - важнейший элемент государственной научно-технической политики, который для Министерства науки и образования служит инструментом выполнения решений высшего политического руководства, связанных с переводом нашей экономики на инновационный путь развития. Выполняя эти функции, ГНЦ должны иметь от государства соответствующие преференции. В нашей ассоциации - очень крупные научные организации, в результате работы которых был создан наш оборонный и промышленный потенциал.
Деятельность ГНЦ охватывает ядерную физику, атомную науку, технику, химию, новые материалы, авиацию, космос, авиастроение, транспорт, навигацию, акустику, - фактически все сферы научно-технического потенциала России. Решение о создании ГНЦ в 93-м году и было предпринято затем, чтобы сохранить уникальные центры, обладающие уникальной экспериментальной базой, которые являются определяющими в решении тех или иных вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороноспособности. Поэтому наша точка зрения такова: государственный сектор науки предназначен для создания всех необходимых условий для государства выполнять функции, предписанные конституцией...