Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Дрейф в высоких широтах

В России будет построена уникальная ледостойкая платформа "Северный полюс": контракт подписали Росгидромет и Адмиралтейские верфи. Какие возможности откроет она для ученых в Северном Ледовитом океане? Об этом и других приоритетных проектах "РГ" рассказывает директор НИИ Арктики и Антарктики Александр Макаров.

Александр Сергеевич, платформа сможет двигаться во льдах без помощи ледокола. Правда ли, что по запасам топлива ее автономность рассчитана на два-три года и что она будет иметь даже вертолетную площадку?

Александр Макаров: Да. Важность проекта трудно переоценить. С 1937 года в Советском Союзе была мощная традиция работы дрейфующих станций "Северный полюс". Но в результате климатических изменений высаживать людей на лед стало небезопасно. И традиция прервалась.

Срок службы платформы "Северный полюс" рассчитан не менее чем на 25 лет. Она сможет самостоятельно достигнуть места начала дрейфа в восточном секторе Российской Арктики, после чего будет вмораживаться в лед и свободно дрейфовать. Корпус платформы будет иметь яйцевидную форму. Это необходимо, чтобы избежать повреждения судна при сжатии льда: платформа будет просто подниматься, и воздействие льда на корпус будет минимальным. Скорость движения на свободной воде - 10 узлов. Платформа должна начать работу в Арктике в 2021 году.

 


Сколько человек разместятся?

Александр Макаров: Более 30 участников научной экспедиции и 14 членов экипажа. Пребывание в тяжелых условиях высокоширотной Арктики, в том числе полярной ночью, должно быть максимально комфортным для людей. При реализации проекта этому уделяется огромное внимание.

Какие будут проводиться исследования?

Александр Макаров: Научная программа работ на платформе включает изучение всех компонентов природной среды. Это исследования донных отложений Северного Ледовитого океана, океанологические, биологические и экологические исследования, исследования атмосферы и климата и, конечно же, льда и ледяного покрова океана. Платформа сама по себе станет измерительным устройством: в ее корпус будет вмонтирована специальная система слежения за воздействием льда на корпус судна.
Важно, что работа платформы - это актуальный тренд развития мировой полярной науки. Так, в 2019 году стартует международная научная экспедиция Mosaic. В ходе этой экспедиции будет вмораживаться в арктический лед научное судно Института морских и полярных исследований им. Альфреда Вегенера (Германия) "Поларштерн", которое будет дрейфовать в Арктике в течение года. В работе экспедиции Mosaic примут участие около 200 исследователей из 60 организаций, из 20 стран. Пожалуй, это самый масштабный проект комплексного исследования природной среды Арктики. В работе экспедиции примут участие и сотрудники нашего ААНИИ.

При всей масштабности, Mosaic является разовой программой, а программа работ платформы "Северный полюс" долгосрочна. Она позволяет проводить постоянные и - что очень важно! - непрерывные наблюдения в Арктике. Уже сейчас наши зарубежные друзья и партнеры проявляют огромный интерес к программе работ платформы.

А что еще самое приоритетное в работе вашего института?

Александр Макаров: Мы делаем все: от получения первичных данных наблюдений и проведения фундаментальных исследований до выхода на практическое использование результатов исследований. Вот сегодня полярное судно "Академик Трешников" возвращается из экспедиции в Антарктику. На борту - образцы керна древнего льда с озера Восток, возраст которого - сотни тысяч лет. У нас очень хорошая лаборатория, которая активно работает, изучая керн озера Восток.

Что касается фундаментальных исследований в Арктике, то они очень разные. Например, палеоклиматические: изучаем изменение уровня моря и изменение климата в последние 10 тысяч лет. Последнее время очень актуальной стала тема изменчивости мерзлоты. Наш институт обеспечивает три обсерватории: "Тикси" в Якутии, "Мыс Баранова" на Северной Земле и Российский научный центр на архипелаге Шпицберген. В море круглый год работают люди. Когда лето, приезжает еще и сезонный состав. Научный центр на Шпицбергене вообще представляет собой консорциум из 12 российских организаций.

 


Открытия в географии еще возможны?

Александр Макаров: А они периодически и происходят. В результате климатических изменений, когда ледничок чуть-чуть оттает, вдруг обнаруживается, что остров, который казался одним, на самом деле представляет собой два отдельных острова. Береговая линия меняется - это тоже географические изменения. Или часть островов может уничтожиться в результате термобразии (термического разрушения).

Так что миф о Земле Санникова - вовсе не миф?

Александр Макаров: Земля Санникова была однозначно. Только не такая благословенная, как в кино, но как часть суши - да, была несомненно. Скорее всего располагалась она к Северу от Новосибирских островов.

Было время, когда из науки вымывалась молодежь. А сейчас?

Александр Макаров: С кадрами сложность есть. Среди поколения сорокалетних этот провал чувствуется. Но многие наши ребята, даже уезжавшие поработать за рубеж, возвращаются. Да я и сам из Германии вернулся, где когда-то стажировался. Логика простая: сложности с функционированием науки есть везде, но зачем осваивать чужие, если проще преодолевать свои, родные? А когда ты увлечен интересной работой… В любом крупном полярном проекте сегодня работают интернациональные команды. Есть компьютер, телефон, интернет, знание языка - что еще надо?

Земля Санникова - это не миф. Скорее всего, располагалась она к Северу от Новосибирских островов

Полярник по-прежнему героическая профессия?

Александр Макаров: Конечно, по сравнению с прошлым веком работа ученого-полярника в экспедициях стала несравненно более безопасной и комфортной. Одежда, оснащение - все стало более легким, удобным, здания - более технологичными. Но от риска все равно никто не застрахован. У меня были разные случаи в экспедициях, и я понял одно: пока человек не окажется в кризисной ситуации, он сам не знает о своих скрытых резервах, как себя поведет. И предугадать это невозможно. А главные свойства характера? Наверное, самое важное - хотеть заниматься любимым делом.

Источник: "Российская газета"