Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
МАКС обещает "премьеры"
О некоторых особенностях предстоящего юбилейного 10-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2011, который пройдет в период с 16 по 21 августа в подмосковном г. Жуковский рассказал генеральный директор ОАО "Авиасалон" Владимир Борисов в интервью журналу "Авиапанорама" №2-2011 ("Без премьеры МАКС не обойдется"). В частности, он отметил, что и в этом году посетителей салона ожидают показы новой техники, а также ряд других новинок.
Владимир Юрьевич, Вам выпала честь возглавить юбилейный авиационный форум МАКС-2011. Каков прогноз присутствия на предстоящем салоне традиционных участников МАКС?
Заметно ли отличие состава участников юбилейного МАКС-2011 от МАКС-2009? Действительно, мне выпала большая честь возглавлять такое грандиозное, да еще и юбилейное мероприятие. По счету это уже 10-й авиасалон, а самому МАКСу, в общем-то, исполнится в августе уже 20 лет. К счастью, многие из тех, кто стоял у его истоков, находятся до сих пор в реальном строю, являясь сотрудниками ОАО «Авиасалон». Поэтому здесь живет дух преемственности, укрепляются многие сложившиеся традиции. По мере того как они все эти годы закладывались, формировался и набор участников, и сама экспозиция.
Конечно, каждый МАКС чем-то отличается от предыдущих – прежде всего, потому что он является отражением процессов, происходящих в авиапромышленности всего мира и России. Мы, как витрина, демонстрируем состояние и тенденции мировой и российской авиации. Состав наших экспонентов в основном остается традиционным. Коренные изменения можно увидеть лишь в связи с происходящей консолидацией промышленных сил. Многие предприятия объединяются в корпорации – Объединенная авиастроительная корпорация, «Ростехнологии», Объединенная двигателестроительная корпорация и т.д.
Поэтому сейчас нам сложнее отслеживать непосредственное участие предприятий, которые находятся уже внутри корпораций. Иногда складывается ощущение, что количество участников сокращается, но это не так. Судя по занимаемым площадям, экспонентов не становится меньше. Отрадно, что появляются среди них и новые – они пока не на слуху, не многим известны, в основном это небольшие предприятия, но с высоким техническим потенциалом. Среди них ООО «Лазерный Центр», ЗАО «Завод мехатронных изделий», ООО «Группа Компаний Электродизель» и многие другие. В общей сложности на середину апреля к участию в МАКС-2011 заявлено 255 российских компаний и 112 зарубежных.
Какие изменения выставочных зон и сооружений, а также правил участия и посещения выставочной экспозиции ожидаются на МАКС-2011?
Долгое время развитие выставочного комплекса шло экстенсивным путем – строились, наращивались новые павильоны по мере возникновения потребности в площадях. Сейчас стало понятно, что потребность по площадям удовлетворяется, и на выставке используются как стационарные, так и временные комфортабельные павильоны, что было и раньше. Над концепцией развития будущего выставочного комплекса работают «Ростехнологии», исходя из того, что он будет использоваться не только для организации МАКС, но и для целого ряда других выставок.
В прошлом году здесь уже проходил Форум «Технологии в машиностроении». В этом плане созревает много серьезных идей, которые пока нелегко реализовать, но их разработка продолжается. Пока не принято окончательное решение по стратегическому развитию выставочного комплекса, что-то новое строить преждевременно. Главное, что мы в настоящий момент пытаемся сделать на площадке – создать нашим экспонентам максимально благоприятные условия для работы, для делового общения. На авиасалонах мирового уровня, в Фарнборо или в Ле Бурже, особое место отводится деловому общению – салоны строятся в основном как деловые площадки, где подписываются контракты и проводится огромный объем деловых мероприятий.
Что нового планируется в организации деловой программы и как она выглядит на середину апреля с.г.?
С 2007 года на МАКС возродилась традиция проведения деловой программы, и каждый год мы стараемся максимально улучшать условия именно для деловых мероприятий, создавать комфортные условия для работы. Уровень комфорта и качество предлагаемых услуг постепенно приближается к общепринятым мировым стандартам. Так, например, разработана система предварительного назначения деловых встреч, предварительное бронирование залов для проведения деловых переговоров и деловых форумов. Таким образом, сегодня мы можем уже сказать, что деловая программа будет достаточно насыщенной.
Вошло в традицию проведение парламентского дня по вопросам, связанным с проблемами авиации, – с руководителями Государственной Думы уже на этот счет проведены переговоры. В мероприятии будут участвовать российские и зарубежные парламентарии. Тоже традиционно – уже в четвертый раз – будет проводиться международный конгресс по транспортной авиации. По четным годам он проходит в Берлине, по нечетным – у нас на МАКСе.
В принципе, на официальном сайте авиасалона www.aviasalon.com есть информация обо всех мероприятиях, которые пройдут в рамках деловой программы. Поэтому серьезно сокращена летная программа в первые три деловых дня. Мы стремимся, чтобы на нашей площадке вначале все хорошо поработали, а потом отдохнули.
МАКС-2009 был насыщен важными научными мероприятиями, запомнился насыщенной программой для детей и юношества. Что будет представлять собой программа научных конференций и конгрессов на МАКС-2011?
Много научных конгрессных мероприятий организует ЦАГИ, институты – ГНЦ, Союз авиапроизводителей России и др. Научная составляющая на МАКСе растет год от года и набирает обороты. Серьезно будет представлена программа «Вузовская наука» – в ней примут участие все ведущие вузы России. Кроме студенческого творчества, будет отведено место и детскому: программа «От винта» – выставка детского и юношеского творчества и т.д. Все прошлые начинания будут продолжены.
В 2009 году впервые в истории МАКСа была организована волонтерская программа. Планируется ли что-то подобное в этом году?
Действительно, в результате сотрудничества с профильными ВУЗами в 2009 году нам удалось привлечь к работе порядка 800 добровольцев, которые информировали и координировали посетителей выставки, тем самым обеспечивая их комфортное пребывание. Мы искренне благодарны студентам МГТУ им. Баумана и МАИ, именно они составили основной костяк волонтеров. В этом году мы обязательно продолжим это начинание.
В пресс-релизе по итогам заседания 22 марта с.г. Оргкомитета МАКС-2011 нет информации о включении в нее новейшего отечественного истребителя 5-го поколения. Каково на сегодня мнение о присутствии ПАК ФА в экспозиции МАКС-2011 и в его летной программе? Какие современные летательные аппараты уже заявлены в качестве экспонатов МАКС-2011?
Каждый год на МАКС проходит какая-либо авиационная премьера – демонстрируется то новое в авиационной технике, что появилось в период после предыдущего авиасалона. В 1992 году это был Ту-204, в прошлом году премьерой стал самолет «Сухой Суперджет-100». Эту премьерную линейку мы попытаемся продолжить и привлечь к ней внимание экспонентов. Пока будем считать, что это наш секрет, но без премьеры и этот МАКС не обойдется. Российский авиапром достаточно серьезно болен, но мы надеемся, что некоторые процессы его выздоровления наметились, хотя эти тенденции еще слабы.
Появляются первые новые российские самолеты после периода их полного отсутствия. За прошедшие два года произошли серьезные подвижки в создании магистрального самолета ХХI века – МС-21. Хотя его еще нет в реальности, но на международных выставках демонстрируются его компоновочные решения и представлены стратегические направления его развития. Не секрет, что вышел в свет и проходит испытания истребитель пятого поколения ПАК ФА. Это новинки авиационной техники, которые представляются, к сожалению, сейчас пока единично.
Техника, связанная с обороной страны, имеет определенный статус. Есть такое понятие, как «перечень №1» – это те объекты, которые разрешены правительством и министерством обороны к экспонированию в качестве выставочных образцов. То, что находится под грифом секретности, в этот перечень не входит. Секретность может быть снята частично. Чтобы показать, например, ПАК ФА, нужно совершить большой объем технической и организационной работы – каким образом показать его на статической стоянке, в воздухе, чтобы не раскрыть каких-то элементов нашего ноу-хау? У руководителей этой программы есть желание показать его, ведется серьезная работа по согласованию его демонстрации. Успешно ли закончится эта работа, говорить преждевременно. Важность летной программы нельзя переоценить.
Некоторые молодые люди, впервые увидев вживую виртуозный пилотаж или войдя в салон Ту-144, выбирают авиацию делом своей жизни. Что нового ожидается в летной программе МАКС-2011 и в ее организации?
МАКС – единственная площадка в мире, на которой каждый раз проводится такая уникальная летная программа. Только в России авиасалон пользуется столь широкой популярностью, нигде больше авиафорум не воспринимается как всенародный праздник и не привлекает такого количества публики. За рубежом проводятся специальные, исключительно зрелищные мероприятия, такие авиашоу выглядят масштабно. Но на крупных деловых мероприятиях, таких как в Фарнборо, в Ле Бурже, в Берлине, в Китае, летная программа, как правило, ограничена по времени и по составу участников и проходит в рамках презентационной составляющей.
Так будет и у нас в первые три деловых дня. В последние три дня традиционно – с пятницы по воскресенье – пройдет всенародно любимый праздник – День авиации, который совпадает с исторически принятой его датой 18 августа. К этим дням будет подготовлена большая общественно-патриотическая программа, включающая такую летную составляющую, каких не бывает на других салонах мира. По насыщенности и динамике, количеству выступлений пилотажных групп и отдельных пилотажников программа будет очень представительной и красивой. Ее уровень не сильно отличается от предыдущих МАКСов, но она остается традиционно уникальной по отношению к мировой практике проведения авиасалонов.
Обычно на авиасалоне выступают 1–2 пилотажных группы. У нас только российских групп четыре, возможно, приедут к нам и зарубежные. На сегодня достигнута договоренность с ВВС об участии «Стрижей», «Русских витязей», «Соколов России», а также обновленной пилотажной группы «Русь», которая подготовила новую программу и выполняет высший пилотаж на учебно-тренировочных самолетах L-39. Будет демонстрироваться в полете и та техника, которая представлена отечественными производителями и гостями. Планируются выступления пилотажников из США, Франции, Италии. К примеру, истребитель ВВС США F-15 в этом году продемонстрирует на МАКСе абсолютно новую 14-ти минутную летную программу.
Юбилейный МАКС-2011 пройдет в год 50-летия одного из величайших событий в человеческой истории – первого полета человека в космос. Что в связи с этим планируется в экспозиции МАКС-2011 и в программе его мероприятий?
Федеральное космическое агентство – «Роскосмос» – один из наших основных участников, столпов, на которых вырос и стоит МАКС, начиная с истоков еще в 1992 году. И всегда «Роскосмос» находится на приоритетном уровне, на почетном месте. И в этом году их красивый павильон будет открывать общую экспозицию, а то, что они готовят, оставим тоже пока в секрете. Космическая тема целиком лежит на агентстве. На заседании Оргкомитета Вы объявили, что в связи со 100-летием российской авиации на МАКС-2011 будет представлена ретроспектива ее развития.
Какие символы отечественного авиастроения войдут в соответствующую экспозицию? Что планируется продемонстрировать из нашего славного авиационного прошлого?
Мы действительно решили, что в такой юбилейный год, когда много дат сошлись в одну точку, стоит уделить больше внимания историческому аспекту и отразить его в рамках МАКС-2011. Собрать линейку наших раритетов – очень затратное мероприятие, оно требует больших вложений, поскольку многие образцы оказалось в частных коллекциях, причем, за рубежом. В преддверии МАКС-2011 30.06 2011 откроется фотовыставка «МАКС. Всегда премьера», посвященная истории российской авиации и космонавтики. Цель проведения такого мероприятия – создание некой фотолетописи авиационной отрасли России в период с 1910 по 2011гг. и сохранения ее исторического наследия.
На выставке предполагается представить как архивные, так и современные фотографии, рассказывающие об истории создания российской авиации, а также о современных достижениях в этой области. В течение месяца экспозиция будет располагаться в Московском доме фотографии. Благо, что таких энтузиастов и подвижников, как авиационные фотографы, остается много и накоплен огромный архив фотодокументов. Один из разделов выставки составят работы мастера №1 мирового уровня, снимающего самолеты, – японского фотографа Кацухико Токунага. Будет на выставке и исторический раздел – «Летопись российской авиации». В третий раздел войдут работы победителей фотоконкурса «Им покоряется небо», которых отберут компетентные специалисты во главе с профессионалом в области фотографии и фотоискусства Ольгой Львовной Свибловой.
Во время проведения МАКС-2011 выставка в полном объеме будет представлена на площадках салона. Что касается непосредственно авиационной техники, то, конечно, на территории аэродрома «Раменское» очень много авиационной техники, которая сама, по сути, являет собой историю нашей авиации. Некоторые из таких экспонатов мы хотим подготовить для экспонирования. Пока это могут быть только единичные экземпляры, но они отражают ключевые моменты развития отечественного авиапрома, ведь мы находимся в том месте, где создавалась и испытывалась практически вся российская авиационная техника.
Здесь есть такие уникальные самолеты и летающие лаборатории, которых нет больше нигде в мире – единичные экземпляры. Обязательно будет демонстрироваться Ту-144. На самом деле этот оставшийся в живых экземпляр требует огромных средств для продолжения процесса его сохранения. Я сам член попечительского совета по спасению Ту-144, и мы пытаемся привлечь к нему внимание общественности. Помощи пока не хватает.
Проблемами для посетителей МАКС в первую очередь становится транспортная доступность, а затем и ограничения, связанные с обеспечением безопасности. Что в этих отношениях изменится на МАКС-2011?
Мы надеемся, что к нашему мероприятию будет завершено строительство участка федеральной автодороги М-5 «Урал» до города Жуковского, до проходных ЛИИ. Участок трассы будет задействован для подъезда гостей МАКС-2011, которые смогут проехать от М-5 до въезда на территорию ЛИИ. Это существенно облегчит доступ на салон экспонентов и гостей выставки. Нарекания всегда были с точки зрения автомобильной доступности – сейчас, надеюсь, их не будет. Организовываются перехватывающие автостоянки в районе аэропорта «Быково», расширяются досмотровые площадки, кроме этого, было решено увеличить вместимость парковочных площадок на территории аэродрома.
Для тех, кто едет со стороны Москвы и Раменского на электричках, будет организована отработанная на прежних авиасалонах схема: увеличится количество электропоездов, будут курсировать бесплатные автобусы от станции к выставочному комплексу. В целях обеспечения общественной безопасности для прохода на территорию выставочного комплекса будут функционировать три контрольно-пропускных пункта; также будет организована работа временного оперативного штаба по обеспечению правопорядка на МАКС-2011.
Стоимость билетов мы стараемся сохранить на прежнем уровне, хотя все наши подрядчики год от года удорожают стоимость предоставляемых ими услуг. Нам удается четыре года не повышать стоимость билетов и участия в выставке. Детям до 14 лет доступ на выставку остается бесплатным.
Когда верстался номер, 26.04.2011 г. в редакцию журнала поступила информация из пресс-офиса компании Airbus: на МАКС-2011 будет ежедневно выполнять показательные полеты лайнер A380 (заводской серийный номер 004). "Дебютное участие самого большого и экономичного лайнера в самом главном авиационном событии в России станет замечательным подарком к 10-летнему юбилею авиасалона. Российские инженеры и ученые принимали активное участие в разработке этого уникального двухпалубного самолета, а в настоящий момент российские компании производят для него сложные сборные детали. Мы будем рады отметить премьеру А380 на авиасалоне МАКС вместе с сотнями тысяч посетителей," – отметил Крис Бакли, исполнительный вице-президент Airbus по Европе, Азии и Тихоокеанскому региону.
МОСКВА , 8 мая 2011 г. , ОРУЖИЕ РОССИИ
Источник: http://www.arms-expo.ru