Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В ВИАМ прошла встреча с космонавтом Игорем Волком

7 сентября 2016 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов прошла очередная встреча в рамках проекта «Синклит в ВИАМе». Гостем института стал Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-космонавт СССР Игорь Петрович Волк.

Он летал на всех типах отечественных истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, стал первым испытателем полноразмерного аналога космического корабля «Буран». В июле 1984 года совершил полет в качестве космонавта-исследователя космического корабля «Союз Т-12» совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой. Полет в космос стал для него единственным, а на самолетах он совершил более 9000 вылетов.

Несмотря на то, что свою высшую награду – звезду Героя Советского Союза Игорь Волк получил за полет в космос, делом всей своей жизни он считает именно испытания самолетов. «Я выполнял сложные маневры, приходилось и посадку совершать без работающих двигателей, и уходить «в штопор», катапультироваться. Любая работа была сопряжена с тем, чтобы получить что-то новое, что-то узнать, определить то, что еще не определено», – отметил гость синклита.

Отвечая на вопросы, легендарный летчик-испытатель рассказал о том, как возникла знаменитая фигура высшего пилотажа «Кобра», ставшая фирменной маркой отечественных истребителей. По его словам, произошло это при испытаниях самолета Су-27, когда машина не могла выйти из штопора несмотря на все предпринимаемые усилия. «По инструкции нужно прыгать на высоте не ниже 4 километров, а я сидел. Почему тогда выключил систему улучшения устойчивости, не знаю. Не иначе, как ангел-хранитель подсказал! Как только я вышел из штопора, начал выходить из пикирования, только взял ручку на себя  машина резко вышла на очень большие углы атаки, больше 90 градусов! При этом она не «свалилась», а вернулась в исходное состояние…», – поделился воспоминаниями Игорь Волк, добавив, что не нужно приписывать ему эту заслугу, за него все сделал самолет.

Вспоминая свой полет в космос, Игорь Волк с улыбкой признался, что после сложных испытаний самолетов 11 суток на орбите показались ему «настоящим отпуском за счет государства». «От невесомости я получал только удовольствие. Вот за это удовольствие мне и дали звезду Героя Советского Союза. Я никогда не чувствовал себя героем, просто занимался любимым делом»,  сказал гость синклита.

Он пояснил, что главной задачей его полета было проверить, сможет ли летчик после воздействия невесомости управлять самолетом, в частности посадить «Буран» в ручном режиме. Правильный алгоритм действий летчику подсказал его опыт посадок без двигателя, специалисты сделали на его основе программно-математическое обеспечение.

«Отработкой этой программы мы и занимались на аналоге «Бурана», а перед этим – на летающих лабораториях на базе МиГ-25 и Ту-154, которые при отказах автоматики иногда приходилось в ручном режиме чуть ли не из-под земли вытаскивать», – рассказал Игорь Волк.

В завершение встречи начальник НИО ВИАМ Денис Вячеславович Гращенков подарил гостю книгу «Доспехи для Бурана», посвященную созданию материалов для многоразовой космической системы «Энергия–Буран».

СПРАВОЧНО

Волк Игорь Петрович (родился 12 апреля 1937 года в г. Змиёв Харьковской области, Украина) – летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР,  Герой Советского Союза, полковник запаса.

В 1956 году окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС.

В 1965 году окончил Школу летчиков-испытателей, в 1969 году – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института по специальности инженер-механик.

С мая 1965 по 2001 год – на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте (г. Жуковский Московской области).

Провел испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» БТС-002, самолетов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других.

12 июля 1977 года зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран».

В 1978 году зачислен в отряд космонавтов.

17–29 июля 1984 года совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов,  медалью «За заслуги в освоении космоса».

Пресс-служба ВИАМ