Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
В ноябре 2012 года Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) подписал соглашение о сотрудничестве с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом (ПНИПУ). Научные организации договорились взаимодействовать по таким направлениям НИР и ОКР, как создание новых материалов и технологий их производства, конструктивно-подобных образцов, проведение испытаний и исследований на базе общей исследовательской площадки – Испытательного центра ВИАМ и центра испытаний ПНИПУ, а также в области патентования и продвижения на рынок совместных разработок.
О сотрудничестве ВИАМ и ПНИПУ в интересах отечественной авиастроительной отрасли рассказывает Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, академик РАН Евгений Николаевич Каблов.
– Евгений Николаевич, в какой области ваш институт сотрудничает сегодня с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом?
Область, в которой мы сегодня сотрудничаем, не только весьма интересна и перспективна, но и активно развивается в нашей стране и за рубежом. Это разработка полимерных композиционных материалов и конструкций из них. ПКМ занимались еще в Советском Союзе в 70–80-х годах прошлого века – тот период, когда СССР считался одним из лидеров в их разработке и производстве наряду с США и Японией. К сожалению, интерес к данному направлению угас, и после развала Союза производство этих материалов в нашей стране почти полностью прекратилось. Между тем западные страны ушли далеко вперед.
В 2002 году Президент России Владимир Владимирович Путин, формируя новые приоритеты в области импортозамещения, поставил задачу – возродить производство ПКМ и расширить область их применения. Сегодня нами ведется сложная работа: догнать и опередить конкурентов на мировом рынке.
– Наверное, уже есть чем гордиться?
Говоря о достигнутых совместно с ПНИПУ результатах, нельзя не отметить заслуги генерального конструктора пермского ОАО «Авиадвигатель», профессора Александра Александровича Иноземцева, возглавляющего кафедру в этом университете. Впервые в нашей стране он разработал новый двигатель ПД-14 с высоким процентом применения ПКМ. Под его руководством «Авиадвигателю» и ВИАМ совместно с ПНИПУ удалось успешно реализовать инновационный проект по созданию первой в России мотогондолы из ПКМ. Материалы, технологии, конструкция были разработаны участниками проекта: ВИАМ, «Авиадвигатель», ПНИПУ, ОНПП «Технология».
Была выработана совместная стратегия, суть которой заключалась в следующем: в ВИАМ выпускают препреги, а в ПНИПУ разрабатывают технологию конструирования и изготовления из них конструктивно-подобных образцов. После чего проводятся их испытания. Такой подход позволил существенно сократить время разработки специальной оснастки для изготовления конструктивно-подобных образцов и самих деталей для мотогондолы.
Благодаря тому, что ПНИПУ получил статус исследовательского университета, появилась возможность создать уникальную экспериментальную исследовательскую базу, которая позволяет комплексно решать вопросы, связанные с изготовлением, производством и применением композитов.
Кстати, возможность полноценно заниматься созданием ПД-14 у «Авиадвигателя» и ВИАМ появилась в 2008 году после визита в наш институт Владимира Владимировича Путина. Услышав о наших совместных инновационных разработках в области двигателестроения, он выдвинул инициативу по созданию нового двигателя. После этого и был дан старт совместному проекту ОДК с участием «Авиадвигателя», ВИАМ и ПНИПУ по созданию газогенератора для двигателя ПД-14. Из федеральной казны на эти цели было выделено около 12,8 млрд рублей, и через 3 года (очень короткий срок для такого масштабного проекта) задача была успешно решена.
Еще одно важное направление нашей общей деятельности – отработка технологии неразрушающего контроля. Нам удалось его реализовать именно благодаря совместной работе с ПНИПУ, где под руководством конструктора Александра Александровича Иноземцева огромный вклад внес коллектив экспертов-ученых, студентов и аспирантов вуза.
Говоря о ПД-14, напомню, что ВИАМ впервые в нашей стране изготовил для этого двигателя завихритель фронтового устройства камеры сгорания по аддитивным технологиям. Цикл изготовления завихрителей таким способом в среднем в 10 раз меньше, чем с применением технологии литья по выплавляемым моделям. Эти инновационные решения получили общественное признание и широкое применение также во многом благодаря поддержке генерального конструктора «Авиадвигателя».
Хочу отметить, что материалы нового поколения, которые создаются в ВИАМ, разрабатываются на основе четырех принципов. Прежде всего – это фундаментальные, фундаментально-ориентированные исследования совместно с институтами РАН и национальными исследовательскими университетами. Второй принцип – реализация полного жизненного цикла с использованием информационных технологий: создание материала – эксплуатация в конструкции, диагностика, ремонт, продление ресурса – утилизация. Третий – неразрывность материала, технологии, конструкции и оборудования. При этом не следует забывать о «зеленых» технологиях и вопросах минимального воздействия на окружающую среду.
– Какие перспективные совместные задачи требуется решить в ближайшее время?
Перспективы весьма интересные: помимо того, что мы должны наладить работу всей профессиональной кооперации по выпуску мотогондол и двигателей, есть еще одна задача, которую поставил перед нами генеральный конструктор – это создание широкохордной лопатки вентилятора из полимерных композиционных материалов. Для этого потребуется произвести точные расчеты, использовать определенные технологии и материалы.
При этом для производства по-настоящему конкурентоспособного продукта большое значение имеет уровень технической оснащенности предприятия. И этим мы можем гордиться: наши сотрудники работают на самом современном высокотехнологичном оборудовании. ВИАМ имеет уникальные малотоннажные производства, активно претворяя в жизнь стратегию импортозамещения.
С уверенностью могу сказать, что Пермский национальный исследовательский политехнический университет является опорным вузом, который способствует консолидации сил и объединению усилий ведущих научных организаций и крупных компаний для того, чтобы инновационные разработки как можно быстрее получили широкое использование в отечественной промышленности. Университет в полной мере реализует задачу, поставленную главой государства, по разработке Национальной технологической инициативы, которая безусловно поможет России добиться технологического лидерства.
Конечно, остались вопросы, требующие скорейшего решения. Например, ВИАМ предложил ПНИПУ на базе своего филиала – Геленджикского центра климатических испытаний им. Г.В. Акимова – создать совместную лабораторию для исследования воздействия климатических факторов на конструкции из полимерных композиционных материалов. По моему убеждению, результаты, которые мы в перспективе получим, помогут разработать ПКМ нового поколения для отечественного авиастроения.
– Как Вы считаете, достоин ли Пермский университет претендовать на звание одного из лучших мировых вузов?
Для того чтобы попасть в сотню лучших вузов мира, требуется большая и системная работа. ПНИПУ обладает всеми возможностями для этого. Технологии, которые разрабатываются в этом вузе, действительно конкурентоспособны. Если ученые, инженеры и студенты Пермского университета и в дальнейшем будут работать с такой же самоотдачей – ПНИПУ несомненно войдет в число лучших европейских университетов. И ВИАМ готов помогать и содействовать в этом Пермскому университету.
Хочется пожелать коллективу ПНИПУ продолжать работать на таком же высоком уровне и развивать взаимодействие между нашими организациями. Надеюсь, что и в будущем наше сотрудничество останется столь же плодотворным, что в конечном итоге будет способствовать развитию отечественной промышленности.
Источник: портал "Rosnauka.ru"