Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В ЦАГИ завершились испытания крыла с изменяемой геометрией

Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского (ЦАГИ) завершил испытания полномасштабного демонстратора технологий крыла с изменяемой геометрией, который был создан в рамках международного проекта SARISTU (Smart Intelligent Aircraft Structures - интеллектуальные авиационные конструкции).

Испытанное крыло способно менять собственную геометрию с помощью модернизированной механизации (вся она приводится в действие приводами, утопленными в кессон), одним из элементов которой стал многосекционный закрылок. Форма этого закрылка меняется на основе получаемой от оптоволоконных датчиков на задней кромке крыла информации. Само крыло оснащено бесщелевым отклоняемым носком, обеспечивающим ламинарное обтекание, его передняя кромка покрыта стекловолоконной пленкой и титановой фольгой, оснащена противообледенительной системой, а также системой защиты от грозы. С помощью датчиков давления на передней кромке закрылка (передают сведения о потоках воздуха) может изменять отклонение и его задняя кромка. Механизация закрылка устраняет влияние порывов воздуха на крыло, а это, в свою очередь, дает возможность облегчить силовую конструкцию и снизить вес объекта.

Крыло несет в себе и ряд других технологических решений. Например, интеграция в его структуру композитных панелей сетки из углеродных нанотрубок усиливает защиту топливных баков от искрения и улучшает заземление. Установка внутри и снаружи крыла оптоволоконных ультразвуковых датчиков облегчает контроль за целостностью конструкции.

Данное крыло является только одним из демонстраторов, созданных в рамках проекта. Его участники изготовили ряд других объектов, выполненных в виде фюзеляжа.

Проект SARISTU, частично финансируемый Еврокомиссией, проводился с сентября 2011 года по август 2015-го в рамках седьмой Европейской рамочной программы. Его целями стали разработка перспективных «умных» конструкций самолетов следующего поколения, выбор и усовершенствование инновационных материалов, интеграция и снижение стоимости методов контроля за состоянием конструкции, повышение устойчивости конструкции к повреждениям, изучение новых способов контроля за характеристиками конструкции в турбулентной атмосфере. В проекте участвовали 64 предприятия отрасли из Германии, Италии, Великобритании, Франции, Нидерландов и других государств, в том числе Airbus Operations GmbH (координатор проекта), Alenia Aermacchi и Bombardier.

Источник: Деловой авиационный портал ATO.ru