Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

В «Крыловском центре» смоделировали систему вывоза нефти с полуострова Ямал

Во ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ) создана компьютерная имитационная модель системы морской транспортировки нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на полуострове Ямал. Исследования, цель которых состояла в определении расходов на перевозку нефти в разных ледовых условиях в соответствии с планом наращивания поставок, проводились по заказу ООО «Газпром нефть Новый Порт». Еще одной задачей, которая стояла перед специалистами Центра, было определение объема берегового хранилища, достаточного в ледовых условиях разной степени тяжести. «Перелив» хранилища должен быть исключен.

Для получения ответов на эти вопросы была применена технология имитационного моделирования. Программное решение, созданное специалистами КГНЦ, объединяет под единым интерфейсом модули судостроительных расчетов, ГИС-среду и логистическую имитационную модель, построенную в AnyLogic. Имитационная модель воспроизводит динамику наполнения берегового хранилища, логику движения и взаимодействия судов в «вероятностных» погодных условиях и с учетом смерзания ледового канала.

«Мы одними из первых в России применили современное агентное имитационное моделирование для исследования работы арктического флота, — рассказал Олег Таровик, научный сотрудник Крыловского ГНЦ. — Безусловно, некоторые задачи можно решить, используя модели других типов или эмпирические оценки, но ряд ответов можно получить только с помощью агентного имитационного моделирования. Такой подход позволяет учитывать не только время-зависимые и вероятностные факторы, но и логику взаимодействия судов. Например, корректное определение вместимости берегового хранилища возможно только с помощью имитационной модели».

Исследование проводилось в течение полугода. По результатам моделирования было установлено, что требуемое число ледовых каналов в припае составит от 4-х до 7-ми в зависимости от тяжести ледовых условий. Исследования также позволили определить, что в легких, средних и тяжёлых ледовых условиях при грузопотоке 6 млн.т. достаточен объем берегового хранилища в 200 тыс.м3. Привлечение ледокола необходимо только в тяжелые зимы, а в легких и средних ледовых условиях танкеры могут двигаться самостоятельно.

Помимо проекта «Новый Порт» в Крыловском ГНЦ выполнили еще ряд проектов по исследованию работы судов и ледоколов с использованием технологии имитационного моделирования. «Технические решения, закладываемые на ранних стадиях проекта, во многом определяют его экономическую эффективность в дальнейшем — говорит Олег Таровик. — Такие решения впоследствии очень трудно изменить. Поэтому применение имитационного моделирования совершенно оправдано, в особенности — для сложных и нетипичных транспортных систем. Проект Новопортовского месторождения позволил нам полностью в этом убедиться».