Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
В сентябре 2015 года исполнилось 30 лет с момента начала работы в Ленинграде молодежной лаборатории перспективного макетирования легковых автомобилей при институте НАМИ. Это подразделение создавалось специально под двух молодых изобретателей, лауреатов Всесоюзного конкурса научно-технического творчества молодежи Дмитрия Парфенова и Геннадия Хаинова, которые прославились на всю страну разработками красивых и необычных автомобилей «Лаура».
Эти машины заметило руководство страны, в том числе генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Уже на следующий день после беседы с министром автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляковым 25-летние конструкторы начали работу в новом отделе НАМИ, который разместился на территории завода «Автоарматура».
Институт помогал им чем мог - снабжал материалами и инструментом, оказывал научно-техническую помощь. Парфенову и Хаинову предложили создать образец «автомобиля 2000 года», не принимая во внимание технологические и производственные возможности отрасли.
Спустя 14 месяцев конструкторы показали семиместный концепт-кар «Охта-НАМИ»с пятидверным кузовом. На нем предлагалось опробовать новые решения в области компоновки, эргономики и аэродинамики, а также проверить возможность и целесообразность использования новых материалов и электронных схем. Несколько месяцев автомобиль испытывался на полигоне в Дмитрове, летом 1987 года его показали Горбачеву, а затем повезли на Женевский автосалон и в Нью-Йорк.
Вторым заказом лаборатории стало задание на разработку нового легкого джипа. Через год на завод в Луцке был передан прототип автомобиля «ЛуАЗ-Прото». Параллельно Парфенов и Хаинов с подчиненными работали над проектом нового микроавтобуса для РАФ. Они изготовили макет в масштабе 1:5, который в итоге занял второе место.
Однако с распадом СССР и кризисом 1990-х годов коллектив разделился на несколько самостоятельных групп. В следующие десятилетия Дмитрий Парфенов занимался созданием нового образца «Лауры»-3, серийным производством инкассаторского бронеавтомобиля, а также внедорожником «Комбат», который выпускается и в настоящее время, но исключительно по индивидуальным заказам. А Геннадий Хаинов осуществил проект внедорожника «Астеро» на шасси УАЗ, который даже пошел в мелкосерийное производство. Потом был внедорожный редстер «Jump!», а сейчас конструктор, уже вместе со взрослыми сыновьями, занят созданием гусеничных и колесных вездеходов из отечественных комплектующих.