Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Почему происходят аварии с ракетой-носителем "Протон-М"?

Причиной нештатного завершения полета "Протон-М" стал отказ рулевого двигателя третьей ступени из-за повышенных вибронагрузок, передает ТАСС. Об этом заявил глава Роскосмоса Игорь Комаров. "Отказ имеет конструктивный характер", - подчеркнул Комаров.

Роскосмос примет дисциплинарные и административные меры в связи с аварией ракеты-носителя "Протон-М", добавил глава ведомства.

По его словам, что касается запуска "Протона", то те меры которые сейчас разрабатываются, позволят добиться безаварийных пусков в ближайшем будущем. "И одновременно те мероприятия, которые будут касаться улучшения качества на предприятии, помогут решить вопрос, который для очень важен - это безаварийные пуски "Протона", - отметил глава ведомства.

Исправление конструкторских ошибок в последующем производстве "Протонов" не потребует больших затрат, заявил Комаров.

"Вопрос по деньгам не такой большой, поскольку касается конструкции вала и материала из которого будет сделан вал. Материал уже выбран и работа, достаточно серьезная, проведена", - сказал он.

Роскосмос сообщит дату следующего запуска ракеты "Протон-М" в течение июня, сообщил Комаров.

Ход расследования

Расследование аварии ракеты "Протон-М" и дополнительные проверки позволили выявить окончательную причину аварии - нештатную работу вала ротора турбонасосного агрегата, заявил первый замглавы Роскосмоса Александр Иванов.

"Были проведены дополнительные мероприятия, чтобы оценить каким образом можно скорректировать балансировку ротора турбонасосного агрегата, были проведены различные мероприятия, направленные на то, что все, что мы делаем - верно. Когда пошла работа данной комиссии, мы нашли, что причина носит не производственный характер, а конструктивный. Очень сложный и трудоемкий процесс был, чтобы прийти к этому решению", - сказал он.

Иванов подчеркнул, что с помощью дополнительных экспериментов, которые Роскосмос проводил на заводе-изготовителе, в частности, дополнительный прожиг двигателя и проверки балансировки ротора, был собран достаточный объем информации, чтобы окончательно убедиться в том, что имели место проблемы непосредственно с ротором турбонасосного агрегата, а конкретно с его валом.

Иванов выразил уверенность в том, что меры, которые планирует предпринять Роскосмос, полностью помогут "нам вылечить эту болезнь".

Причины аварий 1988 и 2015 года идентичны

Конструктивный недостаток, который привел к гибели ракеты "Протон-М", стал причиной аналогичной аварии еще в 1988 году, заявил журналистам генконструктор Центра им. Хруничева, изготовившего носитель, Александр Медведев.

"Как мы понимаем, агрегат болел давно, с 1988 года", - сказал он.

По его словам, после анализа ситуации в 1988 и 2015 годах наблюдается схожая картина. "Замене и усовершенствованию будут подлежать не только части турбонасосного агрегата, но и та конструкция, которая его крепит", - сказал Медведев, отметив, что она, как оказалось, воздействует на вибронагрузки.

Он пояснил, что тогда, в 1988 году, авария квалифицировалась как обрыв трубки. "Это следствие. Мы считаем, что с учетом новой информации - это повышенная вибрация", - резюмировал представитель Центра.

 

Читайте также:

Сокращение финансирования поставит под угрозу космическую отрасль

Д. Рогозин призвал отказаться от "Протонов" и ускорить переход на "Ангару"

Решено провести не менее пяти испытательных пусков "Ангары"

Лунную программу «запустит» тяжелая ракета «Ангара»

Об успехах России в ракетно-космической отрасли