Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

О проблемах и перспективах отечественного автопрома

At a meeting "Automotive Russia: New Challenges" held in MAMI, the participants discussed the problems and prospects of the domestic Russian auto industry

В Университете машиностроения (МАМИ) 19 марта прошла 89-я конференция "Автомобилестроение России: новые вызовы", посвященная проблемам автомобильной промышленности. В дискуссии принимали участие депутаты Госдумы, специалисты в области, а также представители автоконцернов. Участники заседания обсуждали стратегии развития российских производителей автомобилей в условиях санкций от «вражеских» стран и непростой экономической ситуации, проблемы подготовки кадров, а также перспективы развития отечественного автопрома. 

«Автомобилестроение, как и другие отрасли национального машиностроения, в очередной раз переживает непростые времена. Мы собираем ведущих экспертов отрасли, чтобы обменяться мнениями и совместно выработать эффективные шаги развития автопрома, актуальные в текущей и прогнозной экономической ситуации», - рассказал о целях мероприятия ректор МАМИ Андрей Николаенко.

Как поддержать падающий рынок автопрома?

«Главная задача, стоящая перед нами на сегодняшний день – стабилизация ситуации на рынке и остановка падения для последующего его роста, – уверена Альфия Когогина, председатель экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности, депутат Госдумы. – Автопром – это локомотив промышленности и его рост и спад всегда цикличны. На протяжении всего 2014 года за российским авторынком следила комиссия, в состав которой входят депутаты, представители крупнейших автоконцернов и дилерских сетей. Все меры государственной поддержки были предложены участниками рынка».

Среди мер господдержки назывались продление на второй квартал текущего года программы обновления автопарка, субсидирование покупки транспортных средств, оснащенных газомоторным оборудованием, выделение дополнительных средств на госзакупки, а также выдача субсидий на компенсацию части затрат автопроизводителей и перевозку машин, собранных в Дальневосточном федеральном округе.

Новые меры в 2015 году

Однако все эти меры уже знакомы по прошлому году. В новый антикризисный план, подписанный премьером Российской Федерации Дмитрием Медведевым, входят также субсидирование лизинговых программ и поддержка организаций, выпускающих технику сельскохозяйственного назначения. Новые программы государственной поддержки должны обеспечить продажи порядка 200 тыс. единиц техники.

Кроме того, специалисты отрасли считают, что в план можно вносить коррективы. В числе не включенных на сегодняшний день мер господдержки – ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники и создание целевого фонда для льготного автокредитования.

«Необходимо сохранить потенциал рынка для последующего его развития. В начале 2016 года продажи опустятся на дно, но уже во втором полугодии будущего года мы надеемся увидеть стабильный рост российского авторынка», - отметила Когогина.

По ее словам, правительство уже наметило два варианта развития рынка в 2015 году: стандартный и стрессовый. В первом случае продажи к декабрю могут сократиться примерно на 25%, во втором – на 40-50%. К сожалению, в первые два месяца текущего года динамика продаж показывала, скорее, пессимистичный сценарий.

Напомним, в феврале 2015 года продажи по сравнению с аналогичным периодом прошлого года просели на 37,9%, а в период с января по февраль рынок сократился на 32,1%.

Новые модели Lada и проект «Кортеж»

Обсуждались на заседании не только непростые будни российской автомобильной промышленности, но и перспективы ее развития. В частности, Харальд Грюбель, исполнительный вице-президент по исследованиям и разработкам «АвтоВАЗа», рассказал о новых технологиях, которые разрабатывают инженеры предприятия.

«Наш отдел имеет самое совершенное оборудование, которому другие концерны могут только позавидовать. К тому же, мы собрали под своей крышей лучших специалистов в области. К нам едут из Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги. Много специалистов хочет стать частью истории успеха «АвтоВАЗа». Я уверен, что в ближайшем будущем Волжский автозавод станет лучшей инженерной площадкой в России», - отметил Грюбель.

В числе самых ярких проектов отдела – разработка модификаций Cross для Lada Kalina и Largus, кроссовера Lada 4x4 Urban, а также автоматической трансмиссии AMT. Причем топ-менеджер не без гордости отметил, что первые продукты были разработаны всего за три месяца, а для выхода их на рынок понадобилось от шести до девяти месяцев. Да и новая коробка передач, уже знакомая потребителям по моделям Granta и Priora, получила массу положительных отзывов от клиентов. На «Калине» эта трансмиссия появится в апреле текущего года.

Однако основные силы инженеров сосредоточены на улучшении экологических показателей моторов и разработке силовых установок с альтернативными видами топлива. К примеру, электрическая «Калина», уже доступная для покупки, обладает запасом хода около 200 км, а в числе преимуществ будущей гибридной «Гранты» - экономия топлива до 85%. Подробностей о силовой установке отечественного гибрида Грюбель не привел.

Зато глава отдела разработок анонсировал скорый выход на рынок другой не менее интересной новинки – Lada Vesta, под капотом которой разместится полностью электрическая силовая установка. Более подробной информации старший инженер не привел, однако сообщил, что проект является одним из приоритетных.

Кроме того, Грюбель пообещал, что сотрудники его отдела смогут избавиться от шума в «вазовских» коробках передач к концу года.

Еще одну, не менее интересную и ожидаемую новинку, обещают представить уже в декабре 2015 года. По словам Максима Нагайцева, руководителя Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, именно к последнему месяцу текущего года будут готовы первые полноразмерные прототипы президентских автомобилей – проекта «Кортеж» - изготовленные из металла.

Особенность проекта в том, что на основе единой модульной платформы отечественные автомобилестроители смогут создавать не только автомобили для гаража особого назначения, но и проектировать собственные марки машин, которые будут запущены в массовое производство. Преимущество сборки автомобилей на единой модульной платформе в том, что она дает высокую степень унификации деталей.

Лишь 5% от всего объема производимых автомобилей придется на специальные транспортные средства для первых лиц государства. Новый автомобиль для президента планируется выпустить в 2018 году. Помимо лимузина для президента предприятия создают и автомобили сопровождения — внедорожник и минивэн.

Кадры для отрасли

Не обошли вниманием участники мероприятия и проблем подготовки кадров для промышленности в текущих условиях. Ректор учебного заведения Андрей Николаенко рассказал о реформе образования, проведенной в текущем учебном году.

«Свыше 800 студентов, поступивших в 2014 году на первый курс, перешли на новую форму обучения. Отныне каждый студент должен выполнять практические проекты с первого года обучения», - отметил руководитель университета.

В этом учебном году первокурсники конструировали танцующих роботов, электрические мотоциклы и болиды для участия в «Формуле-Студент». Помимо этого, руководство МАМИ заключает договора с ведущими компаниями в области автомобильной промышленности. Согласно документам, концерны могут выдавать ВУЗу различные заказы, а студенты пытаются решить поставленные задачи.

В заключение добавим, что Харальд Грюбер пообещал, что в ближайшие годы поклонники автомобилей Lada смогут увидеть стенды «АвтоВАЗа» на крупнейших мировых автосалонах - в Женеве, Париже, Детройте, Токио и других.

 

Читайте также:

Отечественный президентский лимузин будет самым большим в мире

Автомобили-беспилотники появятся на дорогах в 2017 году

Аэродинамическая установка в НАМИ: готова к работе

ЦНИИ РТК развивает сотрудничество с "Ниссаном"

Осторожно: в машине ребенок