Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова подводит итоги работы над международным проектом DisPURSAL по самолетам с распределенными силовыми установками.
Работа над проектом DisPURSAL (Distributed Propulsion and Ultra-high By-pass Rotor Study at Aircraft Level) заняла два года и была посвящена анализу преимуществ распределенных силовых установок на уровне концептуального проектирования самолета с учетом оптимальной интеграции двигателя и планера.
Проект DisPURSAL осуществлялся в рамках 7-й Рамочной программы Европейской Комиссии. Основными исполнителями работ стали ЦИАМ и немецкая компания Bauhaus Luftfahrt, взявшая на себя также функции координатора проекта. Кроме того, в работе приняли участие французский научно-исследовательский центр ONERA, который занимался аэродинамическими CFD-расчетами, и компания Airbus Group Innovations, в задачи которой входило уточнение особенностей некоторых компоновок.
На первом этапе проекта были отобраны базовые концепции схем интеграции силовых установок и планера: «пропульсивный» фюзеляж, предложенный Bauhaus Luftfahrt, и «гибридное летающее крыло» cо встроенной распределенной силовой установкой, разработанное ЦИАМ.
Главным критерием оценки стала топливная эффективность моделей, благодаря чему перспективные летательные аппараты, представленные в проекте DisPURSAL, по этому параметру значительно опережают своих конкурентов.
Стоит отметить, что «пропульсивный фюзеляж», предложенный ЦИАМ, по топливной эффективности превосходит «гибридное летающее крыло» немецкой Bauhaus Luftfahrt, хотя несколько уступает ему по уровню шума на местности: в немецкой модели используется встроенная силовая установка, которая позволяет экранировать шум двигателей поверхностью летательного аппарата.
Предполагается, что эксплуатация самолетов, спроектированных в ходе совместной работы, начнется в 2030-2035 годах. «Для реализации этих планов разработана дорожная карта развития технологий. В дальнейшем предстоит оценить возможность применения распределенных (гибридных) силовых установок с альтернативными источниками энергии на перспективных самолетах, а также экспериментально отработать ключевые технологии для их создания», - сообщил Артур Мирзоян, куратор проекта с российской стороны, начальник сектора ЦИАМ.
Обсуждение планов по дальнейшей совместной работе под руководством Еврокомиссии намечено на февраль 2015 года.
Проектирование лопаточных машин газотурбинных двигателей – в центре внимания ЦИАМ
Экспериментальная база авиационной отрасли будет модернизирована
ЦИАМ о своих конференциях и полетах за 2014 год