Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Российский морской регистр судоходства: кто и зачем разрабатывает правила

Научно-технический совет Российского морского регистра судоходства в 2015 году отметит 100 лет с момента своего основания. В Совет входят около 300 ученых в области проектирования, строительства и эксплуатации судов, представляющих более 30 ведущих научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных бюро, высших учебных заведений, судоходных компаний, судостроительных верфей.

Накануне юбилея Олег Яковлевич Тимофеев, доктор технических наук, профессор, заместитель генерального директора Крыловского государственного научного центра и заместитель председателя Президиума НТС, рассказал в интервью порталу «Российское судоходство» о роли классификационных обществ, практике создания правил и перспективах их развития.

Суть работы Российского  морского регистра судоходства

Первые классификационные общества по сути представляли собой страховые компании, которые определяли вероятность наступления страхового случая, определяли стоимость ликвидации его последствий. «Классификация по своей сути – это специализированная страховая деятельность, касающаяся всей человеческой деятельности на море», - отмечает заместитель председателя Президиума НТС.

Деятельность классификационных обществ базируется на научных исследованиях: чтобы создать и описать специальные методики, программы, требования, нужно очень хорошо понимать морскую деятельность. При этом, у каждого из обществ собственная специализация. РС является одним из шести ключевых классификационных обществ в мире, и российскими особенностями является использование арктической техники. Никакая  другая страна не работает постоянно в арктических широтах.

«Уже недостаточно давать общие рекомендации - нужно регламентировать настолько, чтобы, во-первых, не гибли люди, не гибла техника, а во-вторых, морская деятельность оставалась экономически целесообразна. Вот этот баланс между безопасностью и экономической составляющей – пожалуй, наше основное направление», – резюмирует эксперт.

Кто разрабатывает правила?

«Создание правил регистра – большой коллективный труд, - рассказывает Олег Яковлевич. - Дело в том, что правила - это не только ледовые нагрузки и корпус, а также требования к минимальной мощности на валах, к прочности винто-рулевого комплекса, позднее – требования к винтеризации (специализированные требования к палубному оборудованию для работы в условиях оледенения и низких температур)».

Так, правила регистра создавались вместе с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом. Но свой вклад в создание правил по ледовым усилениям внесли специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота. А правила по ледовым усилениям судов и ледоколов,  разработанные совместно с Крыловским государственным научным центром, даже вошли в основу унифицированных требований  Международной ассоциации классификационных обществ для полярных судов.

Международные школы нормирования

«В международном документе нужно учесть компромиссные решения, учесть интересы всех участников процесса, - объясняет О.Я. Тимофеев. – По сути дела, здесь столкнулись три школы нормирования технических параметров судов ледового плавания и ледоколов. Первая – это американско-российская школа. Как ни странно, американские правила в 1980-х годах были созданы на основе российских правил нашими эмигрантами. Вторая школа – канадско-американский опыт как отдельная тема. И европейская школа, лидирующие представители которой – наши финские коллеги. Тот факт, что унифицированные правила были созданы на основе российского-советского опыта, свидетельствует о признании мировым сообществом наибольшей «физичности» нашей школы».

Время диктует свои правила

Круг задач Российского морского регистра судоходства постоянно расширяется. Особенно важна эта деятельность в свете тяжелой международной ситуации, в которой оказалась страна. России необходимо развивать свое производство, выводить на рынок новые продукты. На повестке дня – сертификация оборудования для добычи нефти в северных широтах. «У нас требует разработки очень большая номенклатура морского нефтегазового оборудования. Вот здесь и есть как раз задача регистра – сертифицировать, создавать технические требования под новые продукты, может быть, даже в чем-то более совершенные, чем требования зарубежных конкурентов и партнеров», – замечает эксперт.

 

Читайте также:

Работа по актуализации Правил для судов ледового класса продолжится 

Атомному ледоколу «Ленин» - 55 лет! 

В Крыловском центре появился новый ледовый бассейн