Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Над разработкой технологии, которая позволит осуществить столь скоростное перемещение под водой, работает группа исследователей из Лаборатории сложных потоков и теплопередачи (Complex Flow and Heat Transfer Lab) Харбинского технологического института (Harbin Institute of Technology), а в основе этой технологии лежит технология "суперкавитации", разработанная советскими учеными еще во времена холодной войны.
В основе технологии суперкавитации лежит создание прослойки между корпусом подводного судна и водой из крошечных пузырьков воздуха. Это позволяет во много снизить сопротивление воды и это, согласно исследованиям, проведенным в 2001 году учеными из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology), позволит в теории подводному судну разогнаться до скорости в 5800 километров в час. Нетяжело подсчитать, что на пересечение Атлантического океана на такой скорости потребуется около часа, а на пересечение Тихого океана - чуть больше, около 100 минут.
Следует отметить, что технология суперкавитации уже была использована при создании советской ракеты-торпеды "Шквал", которая может развивать под водой скорость в 370 километров в час, что намного превышает скорость движения обычных торпед. А столь небольшая по сравнению с теоретическим пределом скорость торпеды "Шквал" объясняется не неправильным использованием явления суперкавитации, просто на время конструирования этой торпеды еще не существовало подводного двигателя, способного разогнать торпеду до еще большей скорости.
В основе технологии, разрабатываемой китайскими исследователями, лежит некоторое устройство, создающее поток воздушных пузырьков, которые окутывают поверхность подводной лодки. Воздушная прослойка действует не очень эффективно при движении на малой скорости, но стоит только разогнать субмарину свыше скорости в 75 километров в час, как явление суперкавитации начинает действовать в полную силу и сопротивление воды резко падает.
Однако, до начала создания даже первых опытных образцов сверхзвуковых подводных лодок китайским ученым и инженерам придется решить массу достаточно сложных технических проблем. И самой основной такой проблемой будет создание мощного подводного гидрореактивного двигателя, которого еще не существует в настоящее время, и только который сможет разгонять подводную лодку до сверхзвуковой скорости.