Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
27 мая 2014 года в Государственном научном центре Российской Федерации ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» прошло совещание по вопросу применения эксцентриково-циклоидального (ЭЦ) зацепления. Экспертному сообществу было предложено обсудить перспективы внедрения разработки в машиностроение. В совещании приняли участие представители Министерства промышленности и торговли РФ, Объеденной двигателестроительной корпорации, ФГУП ЦИАМ им.П.И. Баранова, ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина», МГТУ им. Н.Э. Баумана, ФГБОУ ВПО МГИУ, МГТУ «Станкин», филиала ФГУП «ММПП Салют», МГТУ МАМИ , ОАО НПО «ЦНИИТМАШ» и других предприятий.
В машиностроении применяется несколько видов зубчатых зацеплений: эвольвентное, циклоидальное, цевочное, червячное. Томским предприятием ЗАО «Технология маркет» разработан и запатентован новый вид зацепления. Представил разработку генеральный директор, конструктор ЗАО «Технология маркет» - Становской Виктор Владимирович. На основе ЭЦ зацепления могут проектироваться и изготовляться цилиндрические, планетарные и конические ЭЦ-редукторы, а также реечные ЭЦ-передачи для механизмов с прямолинейным перемещением. Предложено зацепление колес, меньшее из которых имеет один зуб в форме винтового эксцентрика. Как утверждают разработчики, передаточные механизмы с ЭЦ-зацеплением могут найти применение во всех отраслях машиностроения, где необходимы редукторы с высокими нагрузочными характеристиками, например, тяговый редуктор локомотива, редуктор станка-качалки нефтепромыслового оборудования, планетарная коробка передач большегрузных карьерных самосвалов, бортовой редуктор колёсных и гусеничных транспортных средств, в горно-шахтном оборудовании, в судостроении, грузоподъемной технике.
Об итогах обсуждения рассказал заведующий отделом технологии холодной обработки металлов и зубчатых передач Дмитрий Николаевич Клауч: «Мнения участников обсуждения по поводу возможностей применения данной разработки разделились. В выступлениях ряда ведущих специалистов авиационной промышленности, университетов и предприятий тяжелого и транспортного машиностроения было высказано мнение, что для выявления области эффективного применения ЭЦ зацепления, с учетом специфики, условий применения, особенности конструкции и готовности производства, необходимо выполнить комплекс исследований. Требуется провести обоснование методов расчета прочностных параметров, ресурса работы, точностных параметров методов контроля и других показателей ЭЦ зацепления, учитывающих требования потребителей продукции. Предстоит тщательная проработка вопросов изготовления деталей ЭЦ зацепления, включая вопросы контроля точности, разработки режущего и мерительного инструмента. Необходима разработка нормативной документации на ЭЦ зацепления».