Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Самая северная

По следам ТЭС-3

Билибинка - это не просто станция, а произведение технического искусства, повторить которое наши современники пока не могут. Самая северная в мире АЭС обеспечивает электроэнергией и теплом город Билибино, золотые и серебряные месторождения, а также регулирует частоту в изолированной Чаун-Билибинской энергосистеме, маневрируя мощностью блока от 7 до 12 МВт(эл).

"У нас сейчас свежо, -46°C", - порадовал собравшихся на заседании НТС заместитель главного инженера станции Сергей Петров. Непростой для человека климат и вечная мерзлота - только часть из тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться создателям станции и эксплуатации. Ближайший культурный город - Магадан.

Историю станции Лев Кочетков предлагает начинать от транспортабельной установки ТЭС-3.

Красивая идея отправить передвижную станцию на выставку в Западной Европе, соединить папу с мамой и продемонстрировать капиталистам мощь советского мирного атома не получилась - папу с мамой в Обнинске соединяли года два.

Но идея малой атомной энергетики уже захватила умы. В Советском Союзе было определено порядка полусотни мест для потенциального строительства АСММ. Шустрых остудил Ефим Славский - реактор даже малый остаётся реактором, то есть, опасным технологическим объектом, и поспешать с внедрением малой атомной энергетики следует не торопясь.

Начать договорились с Чукотки. В 1965 году совет министров СССР принял постановление о проектировании и строительстве Билибинской АЭС, а год спустя - о старте её строительства.

Быть проще

Мало кто знает, но сначала для Билибинки предлагалось сделать проект на основе реакторов АМБ, то есть, с ядерным перегревом пара. Против выступил ФЭИ, ссылаясь на трудный опыт первых блоков Белоярки. Кроме того, у обнинских атомщиков уже были получены оптимистические результаты по теплосъёму за счёт естественной циркуляции.

Обнинск настаивал - реакторы для Чукотки должны быть сделаны попроще. Были горячие обсуждения, споры и даже обиды. Срочно потребовалось найти конструктора, готового взяться за работу над проектом. Согласилось СпецКБ на ленинградском заводе ЛМЗ.

"И как они сделали! Как они хорошо проектировали, какими оказались молодцами!" - вспоминает Лев Кочетков.

На АМ и АМБ творились практически непрерывные течи, графитовые кладки были постоянно с влажным азотом. Для билибинских реакторов ленинградские специалисты смогли предельно тщательно рассчитать и проверить с привлечением ЦКБМ конструкцию каналов. Результат - за все годы эксплуатации на Билибинской АЭС произошло всего несколько неприятностей с течами.

В наши дни это СКБ сохранило за собой функции главного конструктора. Входит оно сейчас в состав "Ижорских заводов".

Своей надёжностью Билибинка обязана и институту "УралТЭП", бывшему первым генпроектировщиком станции (спустя много лет эти функции передали в московский АЭП). Уральцы не имели представления о том, с чем им придётся столкнуться при проектировании станции в зоне вечной мерзлоты - однако с задачей справились.

Самая северная советская станция была и одним из первых примеров атомного сотрудничества государств СЭВ. Основное реакторное оборудование поставила "Ижора". Турбины Т-12-60 пришли из Чехословакии. А воздушно-радиаторные охладители были изготовлены на предприятиях ВНР.

И конечно, в общем успехе велика роль ФЭИ как научного руководителя проекта, о которой рассказал Юрий Баранаев.

Хотя Билибинскую станцию часто называют АЭС, на самом деле она, конечно, АТЭЦ. Станция спроектирована на выдачу 48 МВт(эл.) электрической мощности и 78 МВт (67 Гкал/час) тепла.

В рамках научного руководства ФЭИ отвечал за большой круг задач. Прежде всего, следовало разработать физико-технические основы реакторной установки для условий Крайнего Севера. Также требовалось экспериментально обосновать теплогидравлические параметры первого контура с ЕЦ.

В Обнинске создавалось топливо для Билибинской АЭС. Отсюда же производилось научное руководство разработкой проекта и пусков энергоблоков.

Перечислить поимённо всех обнинских специалистов, принимавших участие в работах по Билибинке, не хватит места. Но нельзя не упомянуть такого человека, как Михаил Егорович Минашин. Он прекрасно сочетал в себе научного романтика и жёсткого и требовательного руководителя.

Настоящее и будущее

Билибинская АЭС создавалась на фоне грандиозных планов освоения советского севера. После известных событий, её востребованность снизилась. КИУМ станции упал примерно до 40%.

Но в последнее время наметился прогресс. В 2013 году КИУМ перешёл за 50%, а в этом году он будет ещё выше. Помогает в потреблении золоторудное месторождение "Майское".

Месторождение "Купол" с потребляемой мощностью более 20 МВт, на которое у атомщиков были определённые надежды, Билибинке не досталось. Дистанция до месторождения по северным меркам невелика - 180 км, но канадцы завезли туда дизеля с частотой 60 Гц и напряжением 110 В. Есть надежда на другие месторождения золота и серебра - такие, как "Песчанка" и "Клён".

Первые три блока станции смогут отработать до 45 лет. По четвёртому блоку есть такие же надежды, но он ещё должен пройти процедуру продления и получить лицензию от регуляторов.

А вот перейти за рубеж 45 лет получится вряд ли. Помешают этому ресурс металлоконструкций (48 лет по нижней плите) и заполнение бассейнов выдержки облучённого топлива и хранилищ жидких и твёрдых отходов.

Станция постепенно готовится к выводу. После останова реакторов промплощадку будет отапливать резервная котельная. В конце ноября прошлого года введена подстанция - пока что она переведена в режим консервации. Выполняются и другие работы.

Очень серьёзный вопрос - судьба ОЯТ. Оставлять на станции облучённое топливо после её вывода Чукотка не разрешает. На данный момент принято, что ОЯТ будет вывезено для переработки на "Маяк".

Весь вопрос - как это сделать? Топливо можно вывезти самолётом, но потребуется бетонка до аэропорта и новая взлётная полоса. Возможен и морской путь, но он сопряжён с прокладкой длинной дороги с мостами под тяжёлую технику до порта.

И главный вопрос - что потом? Что случится после закрытия Билибинки, и откуда регион будет черпать электроэнергию? Возможно строительство угольной станции, но региону для этого потребуются деньги. В московском АЭПе, как прозвучало на заседании, был разработан проект второй очереди станции. Его реализация также упирается в финансовые вопросы.

"Ищите деньги", - советовали выступавшие на заседании. Самая северная не заслуживает ухода в небытие.

Источник: Atominfo.ru