Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
7 октября 2013 г. Президент Ассоциации "НАУКА", Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Евгений Николаевич Каблов принял участие в совещании, которое было посвящено созданию перспективного двигателя ПД-14. Мероприятие прошло под председательством Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Валентиновича Мантурова.
Евгений Каблов выступил с докладом «Обеспечение материалами и полуфабрикатами двигателя ПД-14, их общая и специальная квалификация». Он сообщил, что «ВИАМ для двигателя ПД-14 разработал 20 новых материалов, включая полимерные композиционные материалы, еще более 50 серийных марок материалов были доработаны». «Определены заводы- поставщики и проведеныработы по подготовке производства этих полуфабрикатов», – заявил Евгений Каблов.
«Для повышения весового совершенства двигателя ПД-14 необходимо взамен никелевых сплавов (с плотностью 7,9 – 8,3 кг/м3) внедрение литейных и деформируемых интерметаллидных титановых сплавов нового поколения (с плотностью 3,95 - 5,3 кг/м3) с разработкой технологий изготовления из них полуфабрикатов и деталей», – отметил Евгений Каблов. В качестве примера он привел снижение веса изделия (лопатки двигателя) в 1,5 - 2 раза по сравнению с никелевым сплавом ВЖЛ12У. Вместе с тем, как следует из доклада, применение деформируемого интерметаллидного орто-сплава (ВТИ-4) обеспечивает снижение веса дисков и корпусных деталей газотурбинного двигателя в 1,5 -2 раза по сравнению с никелевым сплавом ВЖ175. «Стратегической задачей при создании этих сплавов является повышение пластичности», – подчеркнул Генеральный директор института. Он сообщил, что «решить эту проблему ученым ВИАМ удалось за счет применения редкоземельных металлов».
По словам Евгения Каблова, еще одно важное направление, позволяющее существенно снизить вес двигателя – создание первой в Российской Федерации мотогондолы для ПД-14 из полимерных композиционных материалов отечественной разработки. «Генеральным конструктором ОАО «Авиадвигатель» Александром Александровичем Иноземцевым определена кооперация по производству мотогондолы для ПД-14», – отметил он.
«В работе по ПД-14 ВИАМ уделяет особое внимание вопросам кооперации различных предприятий, испытаний и квалификации новых материалов», – сообщил Генеральный директор института. В этой связи он подчеркнул, что «в настоящее время в России испытания полимерных композиционных материалов (ПКМ) в полном объеме в соответствии с международными и отечественными требованиями (АР МАК, EASA, FAA) может выполнять только ВИАМ, а испытания конструктивно-подобных элементов и конструкций из ПКМ – ЦАГИ».
Напомним, что 2 октября в ВИАМ под руководством Александра Иноземцева и Евгения Каблова прошла рабочая встреча специалистов института и ОАО «Авиадвигатель», в ходе которой обсуждались вопросы совместных работ по внедрению новых материалов и технологий для перспективного двигателя ПД-14 и применению ПКМ для мотогондолы вышеупомянутого двигателя.