Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
26 февраля 2013 г., правительственная делегация, возглавляемая Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым, посетила филиал ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова» – Научно-испытательный центр (НИЦ ЦИАМ), расположенный в подмосковном городе Лыткарино.
Генеральный директор ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова» В.И.Бабкин сопровождает правительственную делегацию во главе с Председателем Правительства Д.А.Медведевым на стенды НИЦ ЦИАМ.Для ознакомления с испытательным комплексом был выбран корпус, в котором расположены основные технологические системы и высотные стенды, предназначенные для проведения испытаний авиационных двигателей и их узлов. Там же были представлены экспозиции института, ФГУП «ВИАМ» и авиадвигателестроительных предприятий, входящих в состав ОАО «УК «ОДК».
В ходе визита Д.А.Медведев ознакомился с результатами работ ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова» по созданию научно-технического задела для разрабатываемых и перспективных авиационных двигателей различного назначения.
Д.А.Медведеву показали лопатку рабочего колеса из композиционного материала, которая может быть использована вместо полой титановой лопатки в вентиляторе двигателя ПД-14, разрабатываемого для силовой установки нового самолета МС-21, и интегрированную модель демонстратора высокоскоростного ПВРД с ГЛА (Х2000Р), в ходе проведения испытаний которой на стенде НИЦ ЦИАМ была получена тяга.
Председатель Правительства также ознакомился с разработками высокоскоростных ПВРД и узлами перспективного двигателя для ПАК ФА. Вместе с генеральным директором ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова» В.И.Бабкиным Д.А.Медведев и сопровождающие его лица посетили барокамеры высотных стендов, в которых находились двигатель АЛ-31ФН производства ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и модель вентилятора двигателя ПД-14, спроектированная в ФГУП «ЦИАМ им П.И.Баранова».
В ходе осмотра Д.А.Медведев также ознакомился с экспозициями предприятий, входящих в состав ОАО «УК «ОДК», и ФГУП «ВИАМ». Ему были показаны двигатели для самолета «Суперджет-100», истребителей МиГ и СУ и боевых вертолётов. Кроме того, он был ознакомлен с ходом работ по новому двигателю ПД-14 для самолёта МС-21 и перспективным конструкционным материалам. Стоит отметить, что большой интерес у Д.А.Медведева вызвали экспонаты по двигателю ПД-14 – полая титановая лопатка рабочего колеса вентилятора, компрессор высокого давления, разработанный при участии ФГУП «ЦИАМ им П.И.Баранова», камера сгорания и турбина высокого давления.
Комментарии по продукции ОАО «УК «ОДК» давали генеральный директор ОАО «Климов» А.И.Ватагин, заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОАО «УК «ОДК» А.Ф.Ивах, управляющий директор – генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» А.А.Иноземцев, а по работам ФГУП «ВИАМ» – генеральный директор академик РАН Е.Н.Каблов.
Управляющий директор - Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» А.А.Иноземцев знакомит Д.А.Медведева с узлами двигателя ПД-14.После осмотра комплекса и экспозиций состоялось совещание, которое было посвящено состоянию и перспективам развития авиационного двигателестроения. В совещании приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ, Председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Олегович Рогозин, глава Министерства промышленности и торговли Денис Валентинович Мантуров, руководители профильных министерств и ведомств, а также представители государственных корпораций и отраслевых компаний.
«Авиационная отрасль у нас одна из базовых отраслей российской экономики, - начал совещание Д.А.Медведев - и понятно всем здесь присутствующим, что она интегрирует результаты деятельности самых разных производств, стимулирует научно-технические исследования в металлургии, станкостроении, электронике, нефтехимии – в общем, практически по всем направлениям. Конечно, она даёт и долгосрочные заказы, поэтому развитию отрасли мы в Правительстве уделяем повышенное внимание, с чем, собственно, связан и мой визит, и наше с вами совещание».
Как сообщил Дмитрий Медведев, отрасль начала выходить из системного кризиса, завершается формирование корпорации, в которой сконцентрированы основные заводы по производству двигателей для авиации. Однако, по его мнению, необходима диверсификация производства и, в частности, увеличение доли двигателей для гражданской авиации, организации производства газотурбинных установок для энергетики, судостроения и других отраслей. "Не менее важно снижать зависимость от импортных материалов и комплектующих", - подчеркнул премьер. Он сообщил, что "в рамках реализации Государственной программы развития авиационной промышленности на 2012-2025 годы запланировано направить из федерального бюджета на обновление производственных мощностей, на внедрение инновационных технологий, развитие научно-технического задела около 70 миллиардов рублей. Это без учета средств, которые предусмотрены программой развития оборонно-промышленного комплекса".
И далее: «О чём хотел бы сказать, – это, конечно, научно-технический задел. Здесь особенность в том, что сроки создания двигателя обычно гораздо более длительные, чем сроки создания других компонентов летательного аппарата, и надо об этом, естественно, думать всем. Тем более, чтобы двигатель попал на новый самолёт, требуется опережающая отработка всех необходимых прорывных, о чём мы сегодня тоже говорили, технических решений и технологий». После совещания вице-премьер Д.О.Рогозин сообщил журналистам, что контракты по обслуживанию в течение полного жизненного цикла вооружения и военной техники будут заключены в рамках Гособоронзаказа на 2013 год, то есть до 15 апреля. Кроме того, ремонтные предприятия Минобороны РФ будут переданы в ведение головных предприятий оборонно-промышленного комплекса. По мнению Д.О.Рогозина, это позволит снизить расходы и повысить качество ремонта вооружения и военной техники. Д.О. Рогозин уверен, что удастся обеспечить и импортозамещение, и выполнить задание Д.А.Медведева по «созданию научно-технического задела» как в двигателестроении, так и в авиапроме в целом.
Поручения на эти темы по итогам совещания получили Минпромторг, Минобороны и Минфин. Поставлена задача довести долю НИОКР хотя бы до 40%, «иначе будем жить старым багажом», передал пожелания начальника вице-премьер.
Посещение делегации, возглавляемой Председателем Правительства РФ Д.А.Медведевым, НИЦ ЦИАМ было содержательным и продуктивным. Во время встречи были подняты актуальные вопросы авиадвигателестроения и внесены предложения для более интенсивного и совершенного развития авиационной отрасли, а также решения имеющихся проблем. ФГУП «ЦИАМ имени П.И.Баранова» – единственная в стране научно-исследовательская организация, осуществляющая комплексные научные исследования и разработки в области авиадвигателестроения от фундаментальных исследований физических процессов до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей. Практически все отечественные авиационные двигатели создавались при непосредственном участии института и проходили доводку на его стендах.
НИЦ ЦИАМ – крупнейший в Европе и второй в мире после Центра имени Арнольда в США комплекс стендов для испытаний полноразмерных воздушно-реактивных двигателей и их узлов. Здесь испытывались практически все отечественные двигатели, а также некоторые двигатели из дальнего и ближнего зарубежья – компаний General Electric, Snecma и ГП «Ивченко-Прогресс».