Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
«Высшая школа экономики» и Российский союз ректоров составили свой рейтинг учебных заведений. Ранее объявленные неэффективными вузы в этом рейтинге занимают весьма достойные места.
Так, столичный РГГУ — на 10-м месте, Московский педагогический госуниверситет занял 20-е место, Алтайский госуниверситет стал 29-м. Составители этого рейтинга оценивали, куда поступает талантливая молодежь — то есть победители олимпиад.
Критерий совсем другой, чем у Минобрнауки, и универсальным его считать, конечно, нельзя, признает научный руководитель Института образования ВШЭ Исаак Фрумин: «С нашей точки зрения, это свидетельствует о привлекательности университетов для категории наиболее мотивированных студентов. И все. Это не свидетельствует ни о каких особых качествах университета. Может быть, эта притягательность — чистый результат пиара. Но если мы хотим узнать про притягательность, мы должны использовать адекватный инструмент, например, олимпиада».
Верхушка рейтинга — без больших сюрпризов. Первый в нем — МГУ, за ним второй год подряд следует ВШЭ. Затем МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и МГИМО.
Впрочем, судя по рейтингу, олимпиадники из регионов уже не стремятся в Москву так, как раньше. И довольно часто поступают в местные вузы.
Наверное, это не значит, что столичные вузы стали хуже. Просто не только учёба, но и проживание в Москве влетает родителям в копеечку.
Но получается, что и этот рейтинг не слишком объективен. Комментирует ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров: «Абсолютно адекватных оценок не бывает, они все относительные. Но если в вуз поступает наибольшее число талантливых абитуриентов, если они победили во всероссийских олимпиадах, особенно первой и второй категории, то это действительно так. Это тоже один из показателей, который говорит о том, что вуз пользуется спросом и популярностью у абитуриентов».
Рейтинг ВШЭ и Российского союза ректоров является ежегодным. Составители надеются, что он будет сигналом Минобрнауки о том, что необходимо изменить систему оценки. Но более ни на что, он, похоже, не повлияет.