Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ принял участие в Десятых Поляховских чтениях

Обмен знаниями и опытом — необходимое условие для профессионального развития ученых. Площадками для этого зачастую выступают крупные научные мероприятия. Одним из них является международная конференция по механике «Поляховские чтения». В этом году уже десятая по счету встреча прошла в конце сентября в г. Санкт-Петербург и была посвящена 300-летию СПбГУ и 300-летию РАН.

Участниками конференции традиционно стали представители Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Так, в рамках пленарного заседания выступил главный научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН А.М. Гайфуллин, также вошедший в научный программный комитет мероприятия. Тема его доклада была посвящена исследованиям вихревого следа за пассажирским самолетом (соавтор — Ю.Н. Свириденко, ЦАГИ). Это явление представляет опасность для других летательных аппаратов, которые совершают полет в ближнем более низком эшелоне (расстояние между эшелонами может составлять всего 300 м) или заходят на посадку по той же траектории. Ученые ЦАГИ определили аэродинамические характеристики вихревого следа, силы и моменты, действующие на самолет в зоне его влияния, и создали с помощью искусственных нейронных сетей математические модели для пилотажных стендов и авиационных тренажеров.

«Попадание одного самолета в зону влияния вихревого следа от другого самолета является нежелательным явлением и может привести к катастрофе. Чтобы уменьшить неблагоприятные последствия, необходимо обучить летный состав навыкам управления летательным аппаратом в зоне этого опасного влияния. Была разработана математическая модель аэродинамики самолета, основанная на применении нейросетевой технологии для определения в режиме реального времени дополнительных аэродинамических сил и моментов, действующих на самолет в зоне влияния вихревого следа. С ее помощью уже проведено моделирование ряда полетных ситуаций на пилотажных стендах, в том числе с участием летчиков-испытателей», — сказал А.М. Гайфуллин.

В ходе секции «Гидроаэромеханика» начальник отдела ФАУ «ЦАГИ» Виталий Губский представил доклад «Численные исследования влияния наличия щелей при отклонении механизации крыла на аэродинамические характеристики модели самолета» (соавторы: О.В. Дружинин, О.В. Павленко — ЦАГИ, Х. Мусса — МФТИ, г. Долгопрудный). Он отметил эффективность применения в конструкции перспективного магистрального авиалайнера бесщелевого адаптивного крыла, которое обладает лучшими несущими свойствами и меньшим сопротивлением, чем крыло с щелевой механизацией. Эта технология сегодня активно развивается в ЦАГИ и призвана улучшить взлетно-посадочные и крейсерские характеристики современных летательных аппаратов.

Об аэродинамических особенностях обтекания крыла с солнечными панелями на секции «Гидроаэромеханика» рассказал младший научный сотрудник, председатель Совета молодых ученых и специалистов ФАУ «ЦАГИ» Олег Виноградов (соавторы И.Ю. Белоусов, А.В. Корнушенко, О.В. Павленко — ЦАГИ, Тханг Нгок Чинь — МФТИ, г. Долгопрудный). В результате численных исследований, проведенных в ЦАГИ, выявлено, что наличие солнечных панелей на верхней поверхности крыла создает структурированную шероховатость, которая увеличивает сопротивление и уменьшает подъемную силу. Полученные данные планируется использовать при проектировании компоновок летательных аппаратов с комбинированными источниками питания, сочетающими аккумуляторные и солнечные батареи.

Также ученые центра авиационной науки стали соавторами ряда докладов на актуальные темы, среди которых — численные исследования особенностей нарастания льда с работающим воздушным винтом на крыле летательного аппарата, особенности воздействия генератора вихрей на отрывную зону крыла, влияние бокового ветра на тягу воздушных винтов, установленных на концах крыла сверхбольшого удлинения и др.

Организатором «Десятых Поляховских чтений» выступил СПбГУ. По традиции тематика конференции охватила почти все фундаментальные направления современной механики и носила междисциплинарный характер. Это связано с многогранностью научных интересов выдающегося ученого, профессора Н.Н. Поляхова, в честь 90-летия которого и были впервые проведены в 1997 году «Поляховские чтения».