Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Завершила работу дрейфующая полярная станция «Северный полюс-41»

Дрейфующая станция «Северный полюс-41» завершила свою работу в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) «Северный полюс» самостоятельно вышла из ледового поля на открытую воду в районе архипелага Шпицберген, с которым дрейфовала более восьми месяцев, и прошла более 30 морских миль. Судно легло в дрейф в ожидании благоприятных погодных условий и ледовой обстановки для начала движения в порт Мурманска, откуда самолетом полярников доставят в Санкт-Петербург.

Профессиональный праздник – День полярника, участники дрейфующей станции «Северный полюс-41» встретят в стенах Арктического и антарктического научно-исследовательского института, а впервые публично расскажут о своей работе на станции в программе Международной научно-практической конференции POLAR 16 мая 2024 года.

За 19 месяцев с начала работы станция «Северный полюс-41», развернутая  на базе ЛСП «Северный полюс», преодолела около 3 000 морских миль. Генеральный дрейф от точки старта в районе Новосибирских островов составил более 900 морских миль. За период работы станции выполнена программа из 50 направлений междисциплинарных научных исследований, включающих изучение природных компонентов Арктического региона от дна Северного ледовитого океана до стратосферы.

«Экспедиция «Северный полюс-41» стала большим успехом российских ученых, конструкторов и судостроителей. Уникальный, а десять лет назад, казалось, фантастический проект, задуманный в стенах Арктического и антарктического научно-исследовательского института, был реализован и полностью подтвердил свою целесообразность не только с научной, но и с экономической стороны. На десятки лет мы будем обеспечены актуальными данными о состоянии природной среды Арктики и укрепим свои научные позиции в высоких широтах. Завершающаяся экспедиция принесла обширный объем научной информации, которая уже анализируются нашими учеными. В августе судно будет готово к выходу в очередной рейс. Дрейфующая станция «Северный полюс-42» начнет свою работу уже осенью этого года», - рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Дрейфующая станция «Северный полюс-41» была открыта 2 октября 2022 года в точке с координатами  82°37’ С.Ш. 155°31’ В.Д. В честь этого события был поднят флаг экспедиции. Ледостойкая платформа «Северный полюс» была пришвартована к кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров, на лед выгружено научное оборудование, транспорт и техника. Ученые развернули полевые научные лаборатории и со льда ушла первая метеосводка. В апреле 2023 года состоялась первая ротацию экспедиционного состава станции. Смена полярников состоялась на льду в в 200 километрах от Северного полюса. Для доставки полярников использовался аэродром на Научно-исследовательском стационаре «Ледовая база Мыс Баранова» на Северной Земле и ледовый лагерь «Барнео». В августе 2023 года к дрейфующей станции отправилось научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников», доставившее продукты, научное оборудование и смену судового состава. В этот же период ЛСП «Северный полюс» перешвартовалась к новому, более устойчивому к разрушению ледовому полю. Перед новым годом авиацией на станцию доставили необходимые грузы, подарки и письма от родных и близких.

Экспедиция «Северный полюс-41» стала продолжением отечественной программы дрейфующих полярных станций, начавшейся в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов в Арктике. Специалисты ААНИИ  проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Судно, не имеющее аналогов в мире, построено на Адмиралтейских верфях и спущено на воду в 2022 году. Оно стало для полярников одновременно транспортом, домом, научно-исследовательским центром, и даже измерительным прибором – в корпус ЛСП вмонтированы датчики, которые помогут изучить ледовую обстановку.