Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

В. Семенов: Выход есть: будем развивать российское металлургическое машиностроение

О влиянии антироссийских санкций на работу отечественных промышленных предприятий и задачах по развитию отечественного инжиниринга и металлургического машиностроения в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал генеральный директор Государственного научного центра ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» В. Семенов.

- Виктор Владимирович, как только возникли проблемы с логистикой и доставкой грузов из Европы в Россию, российские металлотрейдеры выразили опасение, что это приведет к нехватке, дефициту и перебоям с поставками комплектующих для ремонта и обслуживания оборудования на металлургических производствах по всей стране и, как следствие, приостановке работы отдельных линий и цехов.

Насколько оправдались эти опасения, учитывая, что позже с российского рынка ушли такие производители оборудования как SMS, Danieli и другие европейские бренды?

- Приостановки поставок на сегодня нет, так как службы снабжения и службы главных специалистов предприятий имеют запас комплектующих изделий и запчастей. И с учетом того, что снабжение, как правило, просматривается на год вперед, у специалистов есть время для поиска альтернативных поставщиков и в первую очередь в России.

Что касается иностранных производителей оборудования, то они и ушли, и не ушли с российского рынка. Потерять такой бизнес – это большие финансовые потери. Испытывая давление со стороны своих правительств, компании какие-то проекты приостанавливают, а какие-то – продолжают.

Последние лет 30 наши металлурги работали практически только с иностранными компаниями, за некоторым исключением. Это привело к сокращению российских предприятий металлургического машиностроения.

Вопрос локализации изготовления оборудования уже 10-15 лет как назрел. И решение этого вопроса лет 5 назад могло приостановить деградацию металлургического машиностроения... Но лучше позже, чем никогда. Выход есть, но при этом не приходится рассчитывать на то, что частный бизнес будет активно восстанавливать метмаш. Бизнесу нужны «короткие» деньги, а тяжелое машиностроение – это «длинные». И проблема не только и не столько в заводах, сколько в кадрах. Потеряны целые школы проектирования: прокатных станов, кузнечно-прессового оборудования, МНЛЗ и т.д. Думаю, необходимо принципиальное государственное системное решение: возрождать свои школы специалистов и свои мощности тяжелого машиностроения.

ЦНИИчермет им. И.П. Бардина совершил рывок для сохранения части номенклатур, собрал в своих стенах высокопрофессиональных конструкторов и технологов. Почти все они выходцы с Южно-Уральского машиностроительного завода и Уралмаша, имеют большой опыт по созданию оборудования для металлургического производства. Их компетенции позволяют решать широкий круг задач по разработке инжиниринга металлургического оборудования, его сопровождению, монтажу и пуску в эксплуатацию. Большая часть конструкторов работает в Орске и Екатеринбурге, но есть сотрудники и в Новокузнецке, Липецке и Магнитогорске. Среди заказчиков – ММК, Механоремонтный комплекс, ЕВРАЗ ЗСМК, Ашинский металлургический завод, Уральская Сталь, Волжский трубный завод, НЛМК и др. 

- В какой степени уже действующие металлургические производства в стране зависимы от импортных комплектующих, произведенных в странах ЕС, США и Китае? Насколько это критично и какие есть варианты решения этой проблемы, какие шаги, возможно, уже предприняты для минимизации последствий прекращения импортных поставок?

- Сегодня у российских металлургических производств высокая степень зависимости: «подсели», к примеру, на электрические и электронные технические средства Siemens. А сегодня эта компания ушла с рынка… Нельзя быть настолько зависимыми, и в ряде отраслей это поняли еще лет 8-10 назад и приняли необходимые меры. Но частные предприятия решили идти своим путем и теперь просят помощи у государства.

Считаю, что такие отрасли, как тяжелое машиностроение, нельзя полностью отдавать частникам: сегодня они пришли к зависимости и от технологий, и от комплектующих. Но решение есть: и в России имеются свои заделы, и с восточными странами можно работать. Кроме того, государство принимает необходимые меры. Так, принято Постановление Правительства №208, которое направлено на решение вопросов обеспечения поставки дефицитных запчастей и комплектующих – с привлечением государственных средств.

- В последние несколько лет отечественные металлурги озвучивали немало новых инвестпроектов по модернизации, расширению мощностей. Возможно ли это в текущих условиях? Реализация каких из них может быть заморожена как раз по причине прекращения поставок специализированных агрегатов?

- Прекращение поставок спецагрегатов не приведет к таким остановкам. Этот вопрос может быть решен, например, покупкой инжиниринга и локализацией производства. Вопрос в другом: насколько востребованы озвученные инвестпроекты? Их планировал частный бизнес, исходя из своих планов, которые, возможно, включали наращивание поставок в западные страны. Ситуация изменилась, и маркетологи прорабатывают вопрос, а нужна ли эта продукция в других регионах. Здесь, скорее, возвращаемся к вопросу, нужны ли именно эти инвестпроекты с точки зрения государственной целесообразности.

- Есть ли у отечественной промышленности в связи с последними санкциями запрос на замену импортных марок сталей и сплавов черных, цветных металлов отечественными аналогами? Стоит ли такая задача перед металлургами? Насколько быстро ее можно решить?

- Наш марочник вполне достаточен, но при необходимости российские ученые-металлурги смогут оперативно разработать марки сталей и сплавы с конкретными характеристиками под запросы металлургических комбинатов и предприятий-потребителей.

ЦНИИчермет им. И.П. Бардина сейчас, к примеру. проводит работы по разработке уникальной технологии производства биметаллического листового проката, в том числе с плакирующим равномерным по толщине слоем из сталей, легированных титаном. У такого проката повышенные показатели сплошности и прочности соединения слоев.

Новая технология не имеет аналогов в мире и будет востребована в энергетическом, химическом и нефтяном машиностроении. Ее применение позволит решить задачу по импортозамещению в области поставок биметаллического проката для изготовления сосудов и аппаратов, работающих под давлением на нефтегазохимических предприятиях.

- 15 апреля обсуждался вопрос создания в Челябинской области Центров реинжиниринга для крупных металлургических производств при участии Государственного научного цента ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина». Какие направления определены для его работы, каким образом здесь планируется решать проблему производства нового и ремонта уже имеющегося оборудования для металлургических заводов?

- На совещании, которое прошло на ММК, было принято принципиальное решение: на базе инжинирингового центра ЦНИИчермет им. И.П. Бардина и Механоремонтного комплекса ММК развивать российское металлургическое машиностроение. В перспективе Челябинская область и Магнитогорск будут центром металлургических и машиностроительных компетенций в России. После реализации ряда подготовительных мероприятий по реализации этого решения сможем поговорить об этом более подробно.