Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Инновационное развитие национального образования – приоритетное направление экономики России

Образование – залог будущего, как для отдельно взятого человека, так и для всего общества и страны в целом. Советник Председателя по социальной политике МПА при Совете Федерации Федерального Собрания РФ Юлия Куликова специально для ИА «Оружие России» проанализировала формы инновационного развития образования как фактора устойчивого развития современной экономики страны, предложила схему влияния инновационной деятельности вузов на развитие национальной экономики России. Автором проводится градация современных высших образовательных учреждений на учреждения исследовательского типа; вузы как региональные научно-образовательные комплексы; инновационные вузы предпринимательского тип.

Развитие системы высшего образования является важнейшим условием превращения российской науки в действенный ресурс общества и государства с целью поддержания приоритетной системы производства знаний и их внедрения в практику, которая сочетает масштабные фундаментальные исследования с конкурентоспособными прикладными научно-исследовательскими разработками, способствующими выходу России на мировой рынок.


Вузы, реализующие целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности на основе осуществления эффективных научно-исследовательских, учебно-познавательных и учебно-воспитательных процессов, обеспечивают интеграцию интересов субъектов практической профессиональной среды, государства, отдельной личности. Задачей вузов является подготовка для различных отраслей национальной экономики высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, интеллектуальный, творческий и личностный потенциал которых адекватен инновационной модели развития общества. Потенциал выпускников вузов должен обеспечить формирование потенциала будущих инноваций, обеспечивающих повышение технико-технологического уровня производства, производительности труда, конкурентоспособности России на мировом рынке товаров и услуг и, в конечном счете, качества жизни российских граждан.



Данная миссия выражает ценности и взгляды, сложившиеся в обществе, определяет организационную культуру вузов, методы, стиль, формы и средства обучения, механизмы взаимодействия образовательных организаций с различными типами потребителей образовательных услуг.[2, c.38]

В современных условиях деятельность российских вузов получает логическое продолжение, охватывая создание, освоение и распространение инноваций. Вузы, являющиеся потребителями и производителями знаний, становятся проводниками инноваций.



Высшая школа России проводит работу, связанную с развитием инновационной деятельности и, включающая в себя:

• подготовку и переподготовку кадров по инновационной деятельности;

• создание инновационной инфраструктуры, в которую входят университетские технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-

• технологические центры, центры коммерциализации технологий, центры сертификации и консалтинга;

• разработку научно-методического и нормативного обеспечения научно-исследовательской и инновационной деятельности;



• организацию и выполнение в рамках высшей школы научно-исследовательских и инновационных проектов и программ, направленных на поддержку инновационной деятельности университетов, технопарков и других структур;

• выполнение проектов, в том числе бизнес-проектов, направленных на создание наукоемкой продукции.

Несмотря на значительные изменения, произошедшие за последнее время в системе образования России, эффективность инновационной системы высшей школы является низкой. Развитие вуза можно считать инновационным, если большая часть прироста показателей его деятельности обеспечивается за счет инновационной деятельности, тем не менее, подавляющее большинство высших учебных заведений развивается экстенсивно. Высшая школа до настоящего времени реализует модель «догоняющего развития». Одна из главных причин такого положения – это отсутствие комплексного инновационного подхода ко всем сферам деятельности вуза. Инновационное развитие вуза – это процесс системного (комплексного, взаимоувязанного, взаимосогласованного) внедрения инноваций и инновационной деятельности во все его сферы: научную, образовательную, сферу управления, воспроизводство научно-педагогических кадров. [3, c.68]

В триаде «образование – наука - бизнес» особая роль принадлежит бизнесу или предпринимательству.

Соединение интеллектуального наследия различных областей знаний возможно только в том случае, если организация способна сформулировать направление развития отрасли в целом и организации в ней. Для приобретения этих знаний необходимо привлекать для работы в организации специалистов с различным базовым образованием. Приобретение новых знаний и ресурсов зачастую требует совместных действий с другими организациями и предприятиями. Создаются специальные проекты, которые служат движущей силой приобретения новых знаний, а в основе гармонизации множества разнообразных технологий лежат процессы обучения.

Следует отметить, что в полной мере соответствует предъявленным требованиям ограниченная часть ведущих вузов страны, по большей части своей относящихся к исследовательскому типу и авторитет которых общепризнан не только в России, но и за ее пределами. В своей же общей массе высшая школа требует кардинальных перемен в управлении и активизации инновационной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 29.12.2010) «Об образовании».

2. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (принят ГД ФС РФ 19.07.1996).

3. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О науке и государственной научно-технической политике" (принят ГД ФС РФ 12.07.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011).

МОСКВА , 7 февраля 2012 г. , ОРУЖИЕ РОССИИ , Юлия Куликова


Источник: http://www.arms-expo.ru