Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
21 октября 2020 года головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» был передан заказчику – ФГУП «Атомфлот» и официально вошел в состав атомного флота России. Торжественная церемония с подписанием акта приемки и поднятием на судне российского флага прошла в г. Мурманск в присутствии премьер-министра РФ Михаила Владимировича Мишустина.
«Арктика» является самым мощным атомным ледоколом в мире (60МВт) с системой электродвижения. Ледокол способен непрерывно двигаться во льдах толщиной до 3 м и предназначен для сопровождения судов и других плавучих сооружений в условиях арктических льдов. Длина судна – 173,3 м, ширина – 34 м, пропульсивная мощность 60 МВт, осадка (максимальная/на мелководье) – 10,5/8,55 м, водоизмещение 33,5 тыс. тонн, автономность плавания – 4 года 7,5 месяцев.
Ледокол имеет двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200», специально разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических морских водах, так и в устьях полярных рек.
В рамках работы над проектом универсального атомного ледокола ЛК-60, филиалом «ЦНИИ «СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» была создана первая отечественная мощная (60 МВт) и высоковольтная (10,5 кВ) система электродвижения, которая позволяет получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах. Гребная электрическая установка обеспечивает высокую манёвренность и возможность гибкого варьирования мощности атомохода для преодоления ледяного покрова арктических морей. Испытания всей системы и отдельных её элементов проходили на уникальном отраслевом электротехническом стенде мощностью 40 МВт, принадлежащем ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Данный стенд позволил выполнить до 70 % испытаний, которые ранее возможно было провести только на судне.
Существенный вклад в создание атомохода внесли и другие научно-исследовательские подразделения предприятия.
В частности, специалистами отделения прочности и надежности конструкций предприятия разработана методология расчета прочности защитных оболочек реакторных отсеков при навигационных и эксплуатационных авариях.
На ранней стадии проектирования учеными предприятия в сфере ледотехники и гидроаэродинамики совместно с ПАО «ЦКБ «Айсберг» была разработана форма корпуса, обеспечивающая наилучшие показатели ледопроходимости судна. На стадии эскизного проекта были оптимизированы обводы носовой оконечности ледокола с точки зрения улучшения его мореходных характеристик. С целью уменьшения опасности аэрации движителей, кормовая оконечность атомохода получила специальные обводы, обеспечивающие отсутствие аэрации бортовых винтов.
Испытания в аэродинамической трубе и предложения по оформлению вертолетной палубы позволили существенно расширить ограничения по скорости и направлению ветра при использовании палубных вертолетов на взлетно-посадочной площадке ледокола.
Технические решения Крыловского центра были также реализованы при создании винтов ледокола, их особая форма лопастей позволила обеспечить высокие тяговые характеристики ледокола на переднем и заднем ходах. Инновационная технология создания гребных винтов высоких ледовых классов дала возможность значительно снизить проявления кавитации на ледовом гребном винте на транзитном режиме работы в открытой воде.