Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
В ЦАГИ им. профессора Н. Е. Жуковского состоялась очередная встреча партнеров проекта SADE 7-й Европейской рамочной программы. В проекте участвуют 13 ведущих научных и конструкторских авиационных центров Европы, в их числе
Центральный аэрогидродинамический институт, Немецкий аэрокосмический центр (DLR, Германия), Технологический университет Делфта (TU Delft, Нидерланды), Аэрокосмическая экспериментально-исследовательская организация (VZLU, Чехия), Шведское оборонное исследовательское агентство (FOI, Швеция), Итальянский исследовательский аэрокосмический центр (CIRA, Италия), компания Airbus Operations GmbH (Airbus, Германия), Европейская аэрокосмическая оборонная компания (EADS, Германия), исследовательская авиационная ассоциация (ARA, Великобритания) и др.
Отправным пунктом проекта SADE стали исследования Центрального аэрогидродинамического института в области адаптивных крыльев. ЦАГИ является лидером ведущего раздела проекта, ответственным за создание и испытания в аэродинамической трубе (АДТ) Т-101 демонстратора-модели прямого крыла с умной механизацией.
Институт отвечает также за расчетно-экспериментальные исследования одного из вариантов «умной» механизации - с использованием целесообразно-деформируемых (или селективно-деформируемых) конструкций, получивших за рубежом известность как SDS-конструкции (selectively-deformable structures).
В основе этих конструкций - элементарная ячейка, имеющая минимальную жесткость на растяжение-сжатие в одном направлении при заданной жесткости на изгиб, кручение, сдвиг, а также растяжение-сжатие во всех остальных направлениях. Это изобретение главного научного сотрудника отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости, д. т. н. Геннадия Амирьянца было удостоено золотой медали Всемирного салона изобретений в Брюсселе.
В рамках встречи иностранные представители посетили экспериментальную базу института: лабораторию исследования композитных конструкций и лабораторию динамически подобного моделирования, аэродинамические трубы Т-101 и Т-104.
Проект SADE 7-й Европейской рамочной программы стартовал 1 мая 2008 года. Он рассчитан на 4 года совместной работы. Главные задачи российских и зарубежных участников программы заключаются в повышении аэродинамического качества и топливной эффективности летательных аппаратов, а также в снижении шума и вредных выбросов на всех режимах полета, прежде всего, взлетно-посадочных, а также крейсерских режимах. Таким образом создается предпосылка к повышению совершенства и конкурентоспособности перспективной авиационной техники.