Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Со школьных лет влюбленный в авиацию, я постоянно наблюдаю за состоянием этой отрасли и до недавнего времени был пессимистом в отношении перспектив развития отечественной авиационной промышленности.
Но недавно мне в руки попалось несколько публикаций об отечественном авиапроме, да и результаты работы авиационного салона «МАКС-2011» заставили меня совершенно по иному взглянуть на ситуацию в отрасли. Новое заочное знакомство с Иркутским авиационным заводом (ИАЗ) в его новом облике зародило в душе «лучик надежды». Как оказалось, рано хоронить авиапром: он ещё вполне способен на новый технологический рывок.
В настоящее время когда-то закрытое для постороннего взора предприятие радушно распахивает двери перед иностранными делегациями и представителями средств массовой информации. Между тем, продукция ИАЗ давно и широко известна во всём мире – это самолеты различного класса, основным из которых является многоцелевой истребитель Су-30МК.
Многие специалисты считают, что с этим самолетом предприятию просто повезло - имей в своей продуктовой линейке такой самолёт какой либо другой завод, он бы тоже себя уверенно чувствовал. Однако, одно дело иметь конкурентное преимущество, совсем другое - грамотно распорядиться сегодняшним успехом и заложить базис успеха будущего. Завтрашний день предприятия связан не только с истребителем Су-30МК, но и еще с разработкой ряда перспективных самолетов и проектов:
- учебно-боевым Як-130;
- уникальным многофункциональным самолетом-амфибией Бе-200;
- участием в международной кооперации.
Несколько слов о самом заводе.
18 июля 2011 года представители центральных и региональных СМИ посетили территорию завода. У входа в недавно введённый в строй участок люминесцентного контроля их встретили Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Иннокентьевич Федоров и Генеральный директора ИАЗ – Вице-президент Александр Алексеевич Вепрев, и началась экскурсия по заводу.
Руководители предприятия ознакомили представителей СМИ с достижениями предприятия лучше любых экскурсоводов.Справка: Иркутский авиационный завод - основная производственная площадка Корпорации «Иркут». ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») – вертикально интегрированная компания, обеспечивающая весь цикл работ по проектированию, производству, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения. На долю корпорации приходится порядка 15% объема российского оружейного экспорта.
Министерство промышленности и торговли РФ по результатам 2008, 2009 и 2010 гг. присваивало ОАО «Корпорации «Иркут» звание лучшего экспортера в номинации «Авиастроение (самолетостроение)». В 2010 году выручка Корпорации составила 1 672 650 тыс. долл. США (по международным стандартам финансовой отчетности). Это в два раза больше, чем аналогичный показатель 2006 г. (832 107 тыс. долл.) Валовая прибыль за 2010 г. достигла 693 882 тыс. долл., что составляет 42% от выручки.
Чистая прибыль за 2010 г. составила 85 546 тыс. долл. США. Портфель заказов ОАО «Корпорации «Иркут» по состоянию на начало 2011 г. превысил 6 млрд. долл. В 2009 г. в составе ОАО «Корпорации «Иркут» сформирован мощный Инженерный центр им. А.С. Яковлева, специализирующийся на разработке пассажирских, учебно-боевых и легкомоторных самолетов. Базой для формирования Центра стало ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». В корпорацию входят: Иркутский авиационный завод, Таганрогский Авиационный Научно-Технический Комплекс им. Г. М. Бериева, ОАО "ОКБ им. А.С.Яковлева", ЗАО «БЕТА ИР» и др. С ноября 2006 года ОАО «Корпорация «Иркут» входит в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).Сегодня основой производственной программы ИАЗ является многоцелевой истребитель Су-30 МК. Истребители типа Су-30МК выбраны в качестве основных боевых самолетов военно-воздушными силами Индии (Су-30МКИ), Алжира (Су-30МКА) и Малайзии(Су-30МКМ).
Всего заказано свыше 300 самолетов данного типа, поставлено более 150. ОАО «Корпорация «Иркут» выполняет контракты на поставку технологических комплектов для лицензионного производства Су-30МКИ индийской корпорацией «ХАЛ». ФГУП «Рособоронэкспорт» в 2010 г. заключил контракт на поставку дополнительной партии самолетов типа Су-30МК ВВС Алжира и есть перспективы дальнейшего наращивания портфеля заказов.Это первый серийный боевой самолет, обладающий сверхманевренностью. Первый в мире экспортный истребитель, оснащенный бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой.
Сейчас ведется подготовка к глубокой модернизации самолетов Су-30МКИ ВВС Индии. В настоящее время российские и индийские специалисты согласовывают технический облик модернизированного самолета «Супер-30», оснащенного бортовой РЛС с активной фазированной антенной решеткой.
Самолет будет иметь возможность применять перспективное вооружение российского и зарубежного производства. Совместно с индийскими партнерами проводится работа по интеграции в состав вооружения самолета Су-30МКИ сверхзвуковой противокорабельной ракеты «БраМос». Это может открыть новые рыночные перспективы как для самолетов семейства Су-30МК, так и для российско-индийских ракет «БраМос».Несмотря на то, что это один из самых востребованных многоцелевых истребителей в мире, в наших ВВС до сих пор нет ни одного такого самолёта. Говорят, для президента Дмитрия Анатольевича Медведева это стало откровением во время посещения завода. «Сейчас на предприятии идет сборка двух самолетов Су-30СМ. В конце года планируется поднять их в воздух и начать летные испытания», - рассказал нам Алексей Иннокентьевич Федоров.
Самолет Су-30СМ является адаптированной под техническое задание Министерства обороны России модификацией самолета Су-30 МКИ. Есть надежда, что в 2012 году будет заключен контракт с ВВС России на поставку 18 самолетов Су-30СМ с опционом еще на 12 для ВМФ. Однако заводчане понимают, что успех Су-30МК - это не повод почивать на лаврах. Ведущие авиационные державы мира ведут разработки по созданию и развитию самолётов пятого поколения. По оценкам специалистов, спрос на самолёты Су-30МК сохранится ещё в течение 10 лет. А что же дальше?о недавнего времени в линейке самолетов ИАЗ был уникальный многофункциональный самолет-амфибия Бе-200. Самолёт предназначен для тушения пожаров, выполнения поисково-спасательных операций, патрулирования морских акваторий, экологического мониторинга, а также грузопассажирских перевозок.
В настоящее время ИАЗ передает производство Бе-200 на другое предприятие Корпорации «Иркут» - Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева.Корпорация «Иркут» поставила МЧС России 4 самолета Бе-200ЧС. В 2008 г. один самолет поставлен МЧС Азербайджана. В 2010 г. Правительство РФ приняло решение закупить для МЧС России еще 8 Бе-200ЧС. Самолеты МЧС принимают участие в тушении лесных пожаров в России и за рубежом.
Ведутся переговоры о поставке Бе-200 ряду зарубежных стран. В сентябре 2010 г. самолет Бе-200ЧС-Е получил сертификат типа Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA).Новым, перспективным продуктом ИАЗ стал учебно-боевой самолет Як-130, разработанный ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева». Это самолёт был выбран Министерством обороны РФ в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Як-130 позволяет на самом современном уровне обучать пилотов для российских и зарубежных боевых самолетов четвёртого и пятого поколений.
Самолет является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Государственные испытания Як-130 с вооружением были завершены в декабре 2009 года, а февраля 2010 г. самолеты начали поступать на вооружение российских ВВС.
Также выполняются контракты на поставку Як-130 зарубежным заказчикам и ведутся предварительные переговоры о поставке самолетов ещё в ряд стран мира. Емкость рынка самолётов Як-130 до 2015 года оценивается специалистами в 250 самолетов. Самолёт создан и производится с использованием современных цифровых технологий, имеет большой потенциал модернизации и будет востребован на рынке несколько десятилетий.
Ещё одно перспективное направление - программа международной промышленной кооперации. Программа предусматривает изготовление на ИАЗ комплектующих для пассажирских самолетов семейства A320 компании Airbus. Серийные поставки комплектующих осуществляются с 2008 г. в соответствии с контрактом, подписанным в декабре 2004 года.
Это единственное сертифицированное производство Airbus в России. По контракту ИАЗ производит для Airbus 3 вида продукции: направляющие закрылка, килевую балку и нишу передней стойки шасси самолёта A320. Сейчас достигнуты темпы – 12 комплектов в месяц. Это значит, что на 144 самолётах, поставляемых Airbus своим клиентам, установлены компоненты производства Иркутского авиационного завода. Несмотря на то, что это всего лишь компонентное производство, на заводе гордятся освоением этой продукции.
Это достаточно сложные в изготовлении элементы, а главное, совершенно новые для России технологии и стандарты производства – то, без чего не возможно самолётостроение будущего. Полученный опыт будет применён в перспективных проектах, таких как МС-21. Пассажирский самолет нового поколения МС-21 – основной перспективный проект авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации.
Пассажирский самолет нового поколения МС-21 – основной перспективный проект не только иркутского предприятия, но и всей авиационной промышленности России в сегменте гражданской авиации. Согласно Распоряжению Президента РФ Дмитрия Медведева от 6 июня 2010 года, ОАО «Корпорация «Иркут» определено единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию самолетов семейства МС-21. Разработка МС-21 производится в соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники РФ на 2002-2010 и на период до 2015 года.
Совокупный объём инвестиций по программе составляет 137 млрд. руб. в том числе ОКР - 97 млрд. руб., техническое перевооружение – 40 млрд. руб.
В соответствии с заключенным государственным контрактом на выполнение опытно-конструкторских работ, ОАО «Корпорация «Иркут» разрабатывает семейство ближне- среднемагистральных самолетов МС-21, предназначенных для пассажирских перевозок на внутренних и международных авиалиниях.
В состав семейства входят самолеты вместимостью 150 (МС-21-200), 181 (МС-21-300) и 212 (МС-21-400) пассажиров в одноклассной компоновке. Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной дальностью полета (5000 км). В дальнейшем могут появиться дальнемагистральные версии самолетов с дальностью до 7000 км.Первый полёт МС-21 запланирован на 2014 год, а начало поставок на 2016 –й. По сравнению с нынешними самолётами в данном классе, авиалайнеры МС-21 обеспечат сокращение непосредственных операционных расходов на 12‑15%. Самолеты семейства будут иметь расширенные операционные возможности, отвечать перспективным требованиям по воздействию на окружающую среду, обеспечивать повышенный уровень комфорта.
MC-21 это и новые конструктивные решения. Например, впервые в мире будет применена боковая ручка управления (сайдстик) с обратной связью. У самолёта будет углепластиковое крыло большого удлинения. На самолёт будут устанавливать 2 вида двигателей: фирмы Пратт Уитни PW-1400G (с высокой степенью двухконтурности -12) и разрабатываемый в Перми перспективный двигатель тягой 14т. – ПД-14. MC-21 не будет проектом одного предприятия. В кооперации по проектированию самолёта помимо Инженерного центра им.А.С.Яковлева – основного конструкторского подразделения «Иркута» – принимают участие специалисты КБ ИАЗ, ОАО «Туполев», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого», ТАНТК им. Бериева, ЗАО «Аэрокомпозит» и других компаний.
Множество предприятий будет задействовано и в производственной цепочке: ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «ВАСО», НПО «Технология» и другие отечественные и зарубежные компании. В данный момент реализация программы МС-21 идет по графику. Сформирована кооперация, зафиксирован облик самолета, интенсивно идет разработка конструкторской документации. Серийное производство МС-21 будет организовано на Иркутском авиационном заводе, на котором успешно осуществляется программа технического перевооружения.
Первые поставки самолетов МС-21 заказчикам намечены на 2016 год. За это время будет построено 8 опытных самолётов, 6 из которых будут принимать участие в лётных испытаниях и сертификации. По бизнес-плану предполагается выпусти 1200 самолётов (30% из них для российского рынка) и МС-21 должен занять не менее 10% рынка в своём сегменте.
Как сказал Президент ОАО «Корпорация «Иркут» Алексей Иннокентьевич Федоров, «рынок устал от дуополии Боинга и Эйрбаса». С российскими и зарубежными компаниями подписаны контракты и соглашения, предусматривающие поставку 190 самолетов семейства МС-21. Не так давно интерес к МС-21 проявила крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы Ryanair, запросила характеристики самолёта и высказала свои пожелания по пассажирскому салону будущего самолёта.
Программа МС-21 реализуется в новой проектно-технологической среде, на основе цифровых технологий. Впервые в отечественном авиастроении будет реализована идея полностью автоматической линии, обеспечивающей производство самолётов МС-21 в объёме 60 единиц в год.
Согласно соглашению, заключённому на авиасалоне в Ле-Бурже, компании DURR Systems GmbH Aircraft and Technology Systems предстоит построить на площадях ИАЗ линию сборки для производства самолётов МС-21. Контракт включает разработку, производство, поставку оборудования и оказание услуг по проекту поставки линии узловой, агрегатной сборки, стыковки агрегатов планера и окончательной сборки самолётов. Для этого планируется выполнить перепланировку и полную реконструкцию цехов, в которых будет выполняться монтаж линии и установить современное оборудование.
Уже сейчас производство МС-21 на ИАЗ находится в высокой степени готовности. В модернизацию завода вложено 10,8 млрд. рублей. Внедрены цифровые методы проектирования и подготовки производства.
Полным ходом идёт обновление станочного парка, лабораторий и испытательной базы. Фактически все цеха предприятия были подвергнуты реконструкции, установлено новое оборудование, внедрены современные технологии. Технологическое перевооружение осуществляется уже с учётом планового выпуска более 84 самолётов МС-21 в год.
Но техническое перевооружение должно идти параллельно с внедрением новых технологий управления и подготовкой кадров. Уже сейчас выработка продукции на одного рабочего на предприятии составляет 4,2 млн. рублей в год. Это лучший показатель в отрасли и в 10 раз выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу. Достигнут высокий уровень рентабельности, что стало результатом повышения управленческой гибкости, внедрения инновационных технологий, снижения производственных издержек и широкого использования методов «бережливого производства».
Был осуществлён переход современную нормативную базу (внедрено 2200 стандартов). Внедрена современная система менеджмента качества. Идёт освоение современных глобальных логистических схем.
И, конечно же, театр начинается с вешалки, а авиационная промышленность с инженерной школы. На ИАЗ уделяют много внимания сохранению традиций российского самолётостроения и, в первую очередь, сохранению наследия великой авиационной державы.
На заводе имеется свой музей с интересными экспонатами. ИАЗ участвует в создании Интерактивного музея авиации в центре г. Иркутск. На собственные средства недавно был восстановлен исторический бомбардировщик Ил-28 (выпускались на ИАЗ в 1950-е годы). Приятно осознавать, что в России есть ещё люди, искренне болеющие за своё дело, за свою страну. Не позволившие растащить завод в годы лихолетий, не давшие торгашам получить сиюминутные сверхприбыли от распродажи имущества и земли. И наоборот приумножившие достояние народа, создав беспрецедентный для новой России задел на будущее - то, что станет основой гражданского самолётостроения в 21 веке.
http://www.arms-expo.ru