Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ровно 45 лет назад вышел на орбиту Луны первый искусственный спутник этого небесного тела, советская автоматическая межпланетная станция "Луна-10", которая позволила людям увидеть обратную сторону естественного спутника Земли. О том, как это происходило, рассказал в интервью РИА Новости Самуил Крупкин.
Он в то время возглавлял один из отделов Машиностроительного завода имени Лавочкина (город Химки, ныне НПО имени Лавочкина), предприятия-разработчика "Луны-10", и непосредственно участвовал в этом проекте.
Третьего апреля 1966 года станция "Луна-10", запуск которой был осуществлен 31 марта с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Молния-М", первой в мире вышла на орбиту вокруг естественного спутника Земли.
"С самого начала я занимался на заводе электрооборудованием - источниками питания, электрическими схемами, соединением всех систем в единую рабочую систему. Наше подразделение занималось этим еще с 1940-х годов, а я был начальником научно-исследовательского электротехнического отдела", - рассказал собеседник агентства.
Крупкин, которому в 2011 году исполнилось 90 лет, и по сей день трудится в НПО имени Лавочкина.
Предыстория проекта
"Нашему предприятию эта тематика (беспилотное исследование Луны) была передана Сергеем Павловичем Королевым. До того как передать эту тему нам, Королев предпринимал довольно много попыток достичь Луны, посадить космические аппараты на ее поверхность. Все эти попытки были неудачными: либо из-за ракеты, которая не выводила спутники на соответствующую трассу полета, либо из-за того, что посадка на Луну не удавалась", - рассказал Крупкин.
По его словам, когда химкинское предприятие получило этот проект, удалось в довольно короткий срок найти причины неудачных попыток, устранить их и изготовить новый автоматический аппарат - станцию "Луна-9", которая впервые мягко "села" на Луну и передала на Землю панораму этого небесного тела.
"Такой успех нас воодушевил, и мы поняли, что в состоянии делать эти вещи - и предложения посыпались одно за другим", - продолжает конструктор.
Он уточнил, что первое предложение касалось создания искусственного спутника Луны - впервые в истории человечества.
"Так родилась "Луна-10".
Первая попытка запуска была сделана буквально через месяц после запуска "Луны-9" (старт "девятки" осуществлен 31 января 1966 года). Но она оказалась неудачной из-за ракеты, но ровно через месяц мы удачно запустили станцию "Луна-10", которая нормально вышла на орбиту. Это было в конце марта 1966 года, через два месяца после посадки "Луны-9", - вспоминает участник проекта.
"Окололунный" партийный гимн
По словам Крупкина, целью запуска "Луны-10" было "посмотреть нашу соседку с обратной стороны", потому что с Земли всегда видно только одну ее сторону.
"Основной задачей проекта было получение фотографий обратной стороны Луны. Кроме того, нужно было провести исследования гравитационного поля естественного спутника Земли, потому что оно переменное, не постоянное. Есть более плотные участки, есть менее плотные", - отметил он.
Собеседник также рассказал, что специалисты предприятия, которым руководил тогда главный конструктор радиосистем Михаил Рязанский (ныне РНИИ космического приборостроения), предложили передать сигнал с окололунной орбиты.
"Здесь произошло совпадение. В это время шел XXIII съезд КПСС. И мы решили в качестве сигнала со спутника исполнить мелодию "Интернационал". И вот, во время заседания в Кремлевском дворце съездов, вдруг объявили, что со спутника Луны сейчас будет передано сообщение, и все услышали "Интернационал". Зал встал, и все устроили овацию", - поделился впечатлениями Крупкин.
По его словам, в то время вообще было принято к таким событиям, как съезд КПСС, приурочивать достижения, которые демонстрировали бы советские успехи в той или иной области. "Поэтому сигнал, переданный с "Луны-10", был очень кстати", - добавил Крупкин.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ВЫКЛАДЫВАЛИСЬ "ПО ПОЛНОЙ"
Крупкин рассказал, что работы по "Луне-10" велись, как и все проекты машиностроительного завода имени Лавочкина, с огромным напряжением сил.
"Мы работали с полной отдачей и вкладывали все знания, которые были накоплены за многие годы существования нашего завода (к этому времени все мы уже прошли и хорошую авиационную школу, и ракетные проекты). Опыт у предприятия был большой, в частности опыт разработки новых направлений - мы привыкли менять направления деятельности в зависимости от потребностей страны. Задача по созданию искусственного спутника Луны была успешно решена", - вспоминает участник проекта.
Он отметил, что "Луна-10" - это полноценный спутник, который не просто "пролетом просвистел" мимо небесного тела, а работал достаточно устойчиво.
"На спутнике не было солнечных батарей, они появились потом, когда можно было очень длительное время работать в космосе. А здесь все было на аккумуляторе. Когда он выработал свой ресурс, то спутник оставался на орбите, но уже в нерабочем состоянии", - заметил Крупкин.
По его словам, станция "Луна-10" активно существовала 56 суток. За это время она совершила 460 оборотов вокруг Луны, было проведено 219 сеансов радиосвязи, получена обширная научная информация.
Дорога к освоению дальнего космоса
Крупкин вспоминает, что после "Луны-10" появилось много новых предложений и проектов, которые интересовали, в первую очередь, академическую науку и промышленность.
"Наш успех показал, что можно решать сложнейшие инженерные технические задачи, которые нужны и науке, а в последующем и "оборонке". Это были первые шаги по освоению дальнего космоса", - рассказал конструктор.
Он напомнил, что до реализации проекта "Луна-10" был запущен первый искусственный спутник Земли (1957), совершены первый полет живого существа - собаки Лайки (1957), полет Гагарина (1961).
"Но это все - околоземной космос. Мы же начали заниматься дальним космосом, планетами Солнечной системы. Начали с Луны, поскольку она ближе всего к нам. Потом уже были успешные проекты по освоению Венеры и так далее. Проект "Луна-10" явился толчком для дальнейшего освоения дальнего космоса", - заключил Крупкин.