Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Инициатива разработки нового закона о науке исходила от руководства Минобрнауки России и была высказана на первом заседании Совета по вопросам образования и науки Государственной Думы, прошедшем в конце января 2014 года. По итогам того заседания решением председателя нижней палаты парламента Сергея Нарышкина создана рабочая группа по подготовке концепции проекта нового закона, работу которой организовал Комитет Госдумы по науке и наукоёмким технологиям. Над концепцией более двух с половиной лет трудились наряду с депутатами представители Российской академии наук, Ассоциации государственных научных центров, исследовательских университетов, Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфина, Общественной палаты. Концепция многократно обсуждалась на самых разных площадках, пока заинтересованные стороны не пришли к компромиссу по её ключевым положениям.
Основная цель нового закона – поддержка и развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в нашей стране, как бы и где бы организационно она ни осуществлялась. Ключевые задачи – минимизация директивного управления этой сферой, создание конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, возможностей саморазвития и саморегулирования национальной научно-технологической системы, выстраивание взаимоотношений её участников на всех стадиях жизненного цикла знаний. Это подразумевает передачу отдельных полномочий на уровень самих субъектов такой деятельности при одновременном формировании эффективных инструментов взаимодействия учёных, научных организаций с обществом, бизнесом и государством. Согласно концепции, в законопроекте будет девять глав. К содержанию первой главы «Общие положения» относится предмет регулирования, понятийный аппарат, гармонизированный с международными стандартами, круг источников, образующих законодательство в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, его основные задачи.
Здесь будут чётко установлены функции и ответственность органов государственной власти каждого уровня за реализацию единой государственной политики в сфере науки, закреплена особая роль Российской академии наук и иных государственных академий наук в обеспечении единства научно-методического руководства в сфере фундаментальных и поисковых научных исследований. Во второй главе закрепляются основы государственной политики Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и принципы государственного регулирования. Важнейшие из принципов – свобода научного и технического творчества, включая выбор тем, направлений и форм организации исследований, самоорганизацию научных и научно-технических проектов, а также ответственность субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности за полученные результаты, их использование для социально-экономического развития. В третьей главе «Научная, научно-техническая и инновационная деятельность» вводится общее понятие «научное творчество» и единый подход к осуществлению научно-просветительской деятельности, характерной для всех стадий жизненного цикла интеллектуальных продуктов. Здесь же формулируются основные требования к инновационной деятельности, а также инструменты государственного стимулирования такой деятельности.
Одной из новелл, давно ожидаемых научным и предпринимательским сообществом, должно стать регулирование научно-экспертной деятельности. Правовому статусу основных субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности посвящена четвёртая, одноимённая, глава. В ней будут зафиксированы понятия «учёный», «научный коллектив», сформулированы их права и обязанности, а также нормы, направленные на ускоренное развитие научных организаций, занимающих лидирующее положение в определённой области науки и техники. В пятой главе «Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности» найдут отражение вопросы, связанные с правовым режимом приобретения и эксплуатации научного оборудования, в том числе уникальных научных установок, а также с правовым статусом центров коллективного пользования, обеспечением беспрепятственного доступа научных коллективов к ним. Впервые будет закреплена модель информационного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также зафиксирован безвозмездный характер использования государственных информационных систем, содержащих сведения о предоставляемых в пользование объектах инфраструктуры, вакансиях научных работников, планируемых и выполняемых НИОКТР, полученных результатах, а также сведения об их использовании. В этой главе предлагается определить правовой статус таких субъектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, как технологическая платформа, бизнес-инкубатор, центр коммерциализации результатов научной, научно-технической деятельности, центр трансфера технологий.
В шестой главе «Территории развития научной, научно-технической и инновационной деятельности» пропишут положения, необходимые для развития территорий, обладающих высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. Будет дана классификация и иерархия особых статусов таких территорий, определён правовой статус технологических парков, технополисов, академгородков, наукоградов, особых экономических зон и их соотнесение с индустриальными (промышленными) парками и инновационными территориальными кластерами. В седьмой главе будут сформулированы цели, предмет и критерии оценки и мониторинга результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности научных организаций, определены особенности государственной статистики в названной сфере. Положения восьмой главы «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности» станут нормативной основой для развития конкурентных механизмов получения государственной поддержки за счёт бюджетных средств, в том числе предоставляемых фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и институтами развития. Будет закреплено преимущественное финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований за счёт средств бюджетной системы и средств фондов поддержки, а также различных видов пожертвований, включая средства фондов целевого капитала. Девятая глава «Заключительные и переходные положения» содержит нормы, позволяющие согласовать положения законопроекта с действующим законодательством и осуществить безболезненный переход на новую модель государственного регулирования в сфере науки, технологий и инноваций.
На днях после согласования концепции проекта федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации» с федеральными органами власти Минобрнауки России официально внесло её в Правительство. За этим последует процесс подготовки и обсуждения текста законопроекта, который, как ожидается, в марте 2018 года будет внесён кабинетом министров в Государственную Думу.
Источник: STRF.ru