Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Как сообщается, капитан судна – капитан дальнего плавания, опытный полярный судоводитель Стецун Игорь Юрьевич, начальник рейса – почётный полярник, посвятивший большую часть жизни работе в полярных районах Михаил Викторович Бугаёв. М.Б. Бугаёв руководил сезонными операциями на втором этапе антарктического рейса, с 09 марта 2016 года. На первом, более продолжительном этапе руководство осуществлял начальник сезонной 61РАЭ Владимир Васильевич Киселёв – опытный авторитетный полярник.
На борту судна находились 69 участников 60-й и 61-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Это сотрудники станций Новолазаревская и Беллинсгазен, отряд сезонных операций и авиагруппа ЗАО «Авиалифт Владивосток». Большая часть сотрудников РАЭ, закончивших свою годичную вахту на станциях Восток, Мирный и Прогресс, прибыли домой авиарейсами из Кейптауна ещё в марте.
Отмечается, что рейс судна начался 29 октября 2015 года и продолжался 215 суток. За это время судно дважды посетило германский порт Бремерхафен (в ноябре 2015 г. и в мае 2016 г.) и трижды заходило в южно-африканский порт Кейптаун (в декабре 2015 г, в марте и апреле 2016 г.). За кормой судна осталось 37099 морских миль, из них в айсберговых водах 9200 миль, во льдах различной сплоченности 1950 миль. В задачи рейса входила доставка жизненно необходимых для продолжения работы станций продуктов и материалов, запасных частей для транспортной техники и энергетических установок, научного оборудования и систем защиты окружающей среды от загрязнения. Была проведена смена личного состава российских антарктических станций Прогресс, Мирный, Восток, Новолазаревская и Беллинсгаузен, организованы и в плановом объёме выполнены летние сезонные научные исследования на российских антарктических станциях и сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4, а также проведены попутные морские исследования акватории Южного океана. Выполнено 162 океанографические станции, из них – 134 станции с отбором проб на гидрохимические элементы (4707 определений).
На первом этапе рейса (с 27 декабря 2015 г. по 21 февраля 2016 г.) с помощью судна были организованы необходимые работы на станциях Прогресс и Мирный, а также на сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4, развёрнуты геолого-геофизические исследования на островах Рёуер залива Прюдс, а также аэрогеофизические исследования с борта самолёта Ан-2 на полигоне в глубине материка на удалении более 400 км от береговой линии. Одновременно, на станцию Прогресс был доставлен персонал и материально-техническое снабжение станции Восток, которое затем было отправлено с помощью авиации и транспортных санно-гусеничных походов на станцию Восток. В этот же период специалисты научно-технической службы НЭС «Академик Федоров» и участники 61-йсезонной РАЭ выполнили программы океанографических наблюдений в заливе Прюдс и море Содружества.
С завершением сезонных работ в восточной Антарктике судно с 3 по 9 марта вновь посетило Кейптаун. Авиарейсами на родину были отправлен 120 участников экспедиции, одновременно на судно прибыли 14 специалистов в области гидрографических исследований. 09 марта судно вышло в район острова Буве, где были выполнены работы по забору грунта и батиметрической съемке по заказу Норвежского нефтяного директората. Основная цель проведённых исследований - изучение подводного хребта Шака. Работа выполнялась специалистами ОАО «ГНИНГИ» с привлечением сотрудников ФГБУ «ААНИИ», ФГУП «ВНИИ Океангеология им. Грамберга» и ООО «Гидро-Си». С окончанием работ, проходивших в крайне неблагоприятных погодных условиях, судно вернулось в порт Кейптаун 31 марта 2016 года. К заходу судна в Кейптаун прибыли авиарейсами сотрудники станций Новолазаревская и Беллинсгаузен 61 РАЭ для смены завершивших работу на этих станциях составов 60 РАЭ. После погрузки необходимого снабжения судно направилось к берегам Антарктиды.
С 13 по 16 апреля 2016 года были выполнены плановые операции в районе береговой базы станции Новолазаревская. В ёмкости береговой базы было перекачено 430 тонн дизельного топлива. Для обеспечения полетов авиации по международной программе «ДРОМЛАН» в следующем летнем сезоне на барьерную базу было доставлено 380 тонн авиатоплива. Вес доставленного для станции снабжения составил 79 тонн. На борт судна со станции было погружено 53 тонны отходов для вывоза из Антарктики. С помощью судовых вертолетов на станцию была доставлена новая смена зимовщиков (21 человек), на судно прибыли 29 человек зимовочного состава 60 РАЭ, два участника сезонного состава 61 РАЭ, три сотрудника экспедиции Белоруссии. Завершив все операции, судно отошло от барьера бухты Белая, взяв курс в район станции Беллинсгаузен.
С 23 по 25 апреля были выполнены плановые операции по материально-техническому снабжению и смене зимовочного состава станции Беллинсгаузен. В емкости береговой топливной базы станции было перекачено 224 тонны дизельного топлива. С помощьюбаржи на станцию доставлен гусеничный транспортер «Полар-100», а также грузы для станции. На борт судна для вывоза за пределы Антарктики доставлено 8 тонн отходов. Выгрузка продуктов питания и расходные материалы для обеспечения круглогодичной зимовки производилась с помощью вертолётов. Сменив зимовочный состав станции, судно вышло в пролив Брансфилд, где выполнило программу морских исследований, состоящую из двух океанографических разрезов с 23-мя станциями на глубинах от 96 до 2310 м и общей протяженностью 96 морских миль. Было отобрано 170 проб океанской воды для анализов на содержание кислорода и биогенов.
27 апреля судно взяло курс на порт Монтевидео. При непродолжительной стоянке на внешнем рейде 03 мая были пополнены запасы свежих продуктов и на берег отправлены 8 участников экспедиции, в чьи планы не входило плавание через Атлантику.
В порт Бремерхафен судно прибыло 23 мая. С борта судна были отправлены к месту продолжения работы два вертолёта Ка-32, а для отправки в гляциологическую лабораторию Гренобля переданы два контейнера с пробами снега, отобранного по специальной методике в районах южнее станции Новолазаревская. Отдых экипажа и экспедиции был совмещён с необходимыми ремонтными работами, с завершением которых вечером 26 мая судно отправилось в заключительный переход этого рейса до Санкт-Петербурга, куда прибыло 31 мая.
Богатый материал, собранный экспедицией будет направлен в различные научно-исследовательские организации России, а результаты его анализа будут обсуждаться на семинарахи конференциях, публиковаться в журналах и монографиях.
Источник: пресс-служба ААНИИ