Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Безмасляные лепестковые газодинамические подшипники - ответ на развитие авиационной отрасли, связанной с повышением удельной мощности авиационных турбин последнего поколения и необходимостью снижения расхода топлива. Устранение операции замены масла может существенно снизить затраты на обслуживание двигателя и повысить его экологичность.
"На поверхность втулки подшипника наносится специальное антифрикционное покрытие, которое «смазывает» подшипник при пуске. Рост скорости сопровождается увеличением несущей способности подшипника, что приводит к его преждевременному износу, - отмечает ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А.А. Бочвара (ВНИИНМ) Александр Титов. - Нашей задачей стала разработка материала покрытия, а также выбор оптимальной технологии модификации поверхности для улучшения характеристик и повышения работоспособности лепесткового газодинамического подшипника".
Работы по данной тематике во ВНИИНМ начались в середине 2015 года. За это время специалистам института удалось определить линейку возможных составов антифрикционного покрытия. В качестве основной технологии выбран метод холодного газодинамического напыления.
"За рубежом, главным образом в США, подобные исследования проводятся уже более 20 лет. Мы же смогли всего за полгода провести практически весь комплекс необходимых работ и добиться первых положительных результатов, - подчеркивает Александр Титов. - Полученные результаты сейчас готовятся к оформлению в виде заявки на изобретение (способ получения покрытия)".
Опытные образцы ЛГП уже переданы на дальнейшие испытания в НИУ МАИ для подбора оптимального состава покрытия и выбора оптимального варианта технологии. Использование данной разработки в области модификации поверхности и нанесения покрытий повысит качество и увеличит ресурс работы газовых турбин в жестких условиях, а также снизит стоимость продукции.
Источник: пресс-служба ВНИИНМ