Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПРИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ОПК

Вел заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов.

В заседании Экспертного совета при Председателе Совета Федерации, прошедшем во ВНИИ авиационных материалов, приняли участие директора предприятий ОПК, сотрудники отраслевых и академических институтов, представители Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Аппарата Правительства РФ, Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ, Главного управления вооружения Вооруженных Сил РФ по исследованиям и разработкам.

С докладами на заседании выступили Евгений Каблов - генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» и генеральный ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт «Прометей» Игорь Горынин. В докладах прозвучали серьезные предложения по корректировке правовой базы в сфере научно-технической деятельности. В частности, говорилось о том, что необходим централизованный федеральный орган по координации инновационной деятельности.

Участники заседания ознакомились во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов с экспозицией большого выставочного зала. В ходе заседания Экспертного совета была проведена демонстрация исследований по наноструктурированным материалам в исследовательском центре ВИАМа.

* * *

Во вступительном слове Председатель Совета Федерации Сергей Миронов отметил актуальность задач по развитию и модернизации государственного сектора науки, уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК.

Глава Совета Федерации, открывая заседание, отметил, что оно проводится на базе крупнейшего материаловедческого центра, деятельность которого во многом определяет облик российской авиакосмической техники.

«В современных условиях, такие научные институты как ВИАМ, - это кластеры инновационных разработок, на основе которых, в немалой степени, строится российская инновационная система. Следует помнить, что это не только важные, но и очень уязвимые элементы ОПК, требующие пристального внимания и, конечно, постоянной поддержки государства», - подчеркнул Сергей Миронов.

«Сегодня государственный сектор науки является основным источником отечественных инноваций, а в сфере создания вооружения и военной техники (ВВТ) – уверен, единственный. Важнейшее условие его эффективного функционирования - законодательно обеспеченные меры поддержки каждого из звеньев: академического, прикладного и вузовского.

В этой сфере законодательства, по мнению спикера СФ, есть целый комплекс проблем. «Оно страдает декларативностью, фрагментарностью, отсутствием связи между нормативными правовыми актами», - пояснил С.Миронов.

Научно-техническая политика в настоящий период, по словам Сергея Миронова, должна быть направлена на обеспечение конкурентоспособности науки, в том числе и за счёт повышения роли экспериментально-исследовательской базы отечественных организаций ОПК в инновационном развитии страны.

В соответствии с Основами государственной политики развития ОПК до 2020 года и на дальнейшую перспективу, развитие науки и технологий отнесено к числу высших приоритетов государства. Для реализации этих приоритетов, подчеркнул Сергей Миронов, необходимо решить следующие ключевые задачи:

усовершенствовать правовые механизмы и меры государственной поддержки организаций сектора прикладной науки;

сконцентрировать бюджетные ресурсы на развитии оптимального числа крупных организаций сектора прикладной науки;

разработать меры, направленные на углубление интеграции научной, образовательной и производственной деятельности;

определить наиболее рациональные условия и способы финансово-экономического и ресурсного обеспечения для достижения целей, поставленных в Основах государственной политики развития ОПК.

«Ни для кого не секрет, что сегодня конкуренция наиболее жёстко проявляется в сфере создания и внедрения инновационной продукции и передовых научных достижений. Считаю, что следует проводить прагматичную и, даже, агрессивную государственную научно-техническую политику. Иначе, мы окажемся на «задворках» технологического развития, источником сырьевых ресурсов. Но для этого также необходимо совершенствование нормативной правовой базы», - подчеркнул Сергей Миронов.

«Эксперты отмечают низкую эффективность и невысокую результативность научных исследований. Очевидно, нельзя ожидать от науки результатов мирового уровня, если при проведении научных исследований используется устаревшее оборудование и отсутствует финансирование развития экспериментальной базы науки. Нельзя сохранить научные школы, если нет возможности подпитывать науку молодыми кадрами. Нельзя привлечь в науку талантливую молодёжь, если по состоянию на начало 2010 г. оклад младшего научного сотрудника академических институтов, в среднем, составляет 11000 руб., а доктора наук - 27500 руб., включая надбавку за учёную степень», - заключил Сергей Миронов.

«Зачастую, реформирование предприятий ОПК с уникальной экспериментально-исследовательской базой основывается на сокращении их реальной экономической поддержки, на приватизации некоммерческих организаций и переводе их деятельности на коммерческую основу. Возникает вопрос, почему реформируя организацию и структуру ОПК, планирование и финансирование фундаментальных и прикладных исследований, мы утрачиваем научные коллективы и технологии? Считаю, что многие причины кроются в отсутствии необходимых правовых механизмов. Нужен как воздух базовый федеральный закон, регулирующий деятельность в сфере инноваций», - заострил внимание на существующей проблеме Сергей Миронов.

В Совете Федерации, сообщил он, проведён анализ законодательства, регулирующего деятельность ОПК Российской Федерации. По результатам работы подготовлен проект доклада, который представлен членам Экспертного совета, в заинтересованные министерства, ведомства, научные и общественные организации. Он предложил участникам заседания подготовить отзывы и предложения по проекту итогового доклада.

Также проанализирована реализация рекомендаций Экспертного совета. Итог работы - более 100 конкретных предложений по совершенствованию нормативного правового обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса. В законах и нормативных актах реализовано порядка 30% рекомендаций. Это неплохой показатель, но далеко не 100-процентный, считает Сергей Миронов.

«Выявлены и серьёзные недостатки, один из которых - отсутствие в российском законодательстве базового федерального закона, регулирующего правоотношения в сфере инноваций. Известно, что в государственной собственности сконцентрировано более 70% научно-технического потенциала страны. Соответственно, госсектор науки является основным источником отечественных инноваций. К сожалению, до сих пор не сформулировано само понятие «государственный сектор науки».

Государственный сектор располагает такими структурами, как научные центры, с соответствующими ресурсами и уникальной экспериментально-исследовательской базой. Однако на сегодняшний день отсутствуют правовые механизмы вовлечения этих организаций в инновационные процессы», - сказал Сергей Миронов.

Председатель Совета Федерации отметил, что все еще не решены вопросы защиты интеллектуальной собственности.

«Эффективное использование потенциала государственного сектора науки в интересах экономического развития страны, обеспечения обороноспособности – это задача национального масштаба. Я уверен, что рекомендации и предложения, выработанные в ходе нашего мероприятия, послужат её решению и будут в полной мере использованы при формировании необходимой нормативной правовой базы», - заявил Сергей Миронов.

* * *

Итоги заседания Экспертного совета подвел председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

* * *

По итогам заседания Экспертного совета по вопросам ОПК при Председателе Совета Федерации на тему «Законодательное обеспечение проблем правового регулирования государственного сектора науки и развития уникальной экспериментально-исследовательской базы головных научных организаций ОПК» был принят ряд рекомендаций.

В констатирующей части Рекомендаций Экспертного совета отмечается, что в современных условиях конкурентоспособность государства обеспечивается, прежде всего, наличием развитой национальной инновационной системы, целостной государственной политикой и эффективным нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

Обозначены основные предпосылки для инновационного развития, сохраненные на сегодня в России:

наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус);

проведение прикладных исследований и технологических разработок и внедрение научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука);

наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности в авиационно-космической и атомной промышленности;

эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;

наличие отдельных эффективных элементов инновационной структуры.

Вместе с тем в настоящее время государственный сектор науки не может обеспечить эффективную реализацию государственной научно-технической политики по следующим причинам:

раздробленность государственного сектора науки;

низкая бюджетная обеспеченность научных исследований;

существенная неравномерность инфраструктуры государственного сектора науки, влияющая на территориальную целостность национальной инновационной системы;

низкий уровень оплаты труда работников, занимающихся научной деятельностью;

организационно-правовые барьеры между фундаментальной наукой и образованием;

несовершенная нормативная правовая база, регламентирующая отношения в сфере оборота прав на результаты научно-технической деятельности;

неэффективная система управления государственным сектором науки.

Главной особенностью подхода к оптимизации государственного сектора исследований должна стать, по мнению участников заседания, более четкая его ориентация на выполнение исследований и разработок в соответствии с государственной системой приоритетов развития научной, технологической и инновационной деятельности.

Зафиксировано в рекомендациях требование при формировании федерального бюджета увеличить расходы на фундаментальную науку и вернуть «единую бюджетную строку». Например, внести дополнение в Федеральный закон № 94 в части отмены проведения торгов на поставки уникального экспериментально-исследовательского оборудования для организаций ОПК. В целях более полного использования научно-технического потенциала предприятий предлагается разрешить научно-исследовательским организациям ОПК создавать малые внедренческие предприятия для создания и продвижения на отечественный и зарубежный рынок инновационной продукции.

Совету Федерации рекомендовано обобщить предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей деятельность государственного сектора науки, и направить их для рассмотрения в Правительство Российской Федерации.

Источник: http://www.council.gov.ru