Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ученые Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) начали отрабатывать на практике технологии производства комплектующих для авиапромышленности путем "выпекания" их из металлического порошка на специальном 3D-принтере, сообщается на сайте университета.
Аддитивные технологии - экономически оправданная альтернатива традиционным методам производства
«Аддитивные технологии сегодня - наиболее динамично развивающаяся отрасль инновационного производства, своеобразный индикатор реальной индустриальной развитости государства», - отмечает заведующий лабораторией аддитивных технологий СГАУ Виталий Смелов, добавляя, что с помощью спекания материала можно производить инструменты, технологическую оснастку, детали двигателей, спутников, ракет и многое другое.
Первые детали, созданные по новой технологии в лаборатории СГАУ, относятся именно к сфере двигателестроения. «Непосредственное «выращивание» изделия на принтере по металлу является экономически оправданной альтернативой традиционным методам производства продукции в авиации, космической промышленности и энергетическом машиностроении», - считает эксперт.
Созданные образцы доказали свое высокое качество
С помощью аддитивных технологий в СГАУ были созданы образцы, которые будут использоваться для уточнения параметров деталей. «Мы взяли за основу схему и 3D-модели деталей малоразмерного двигателя разработанную на факультете ДЛА. Для первоначальных испытаний были выбраны самые ответственные детали - камера сгорания и турбина. С использованием программного обеспечения были заданы режимы сплавления и виды поддержек. На изготовление каждой детали ушло около 10 часов. Камера сгорания и турбина изготовлены из металла, и после стендовых испытаний они могут использоваться в реальном двигателе, - объясняет эксперт. - Сразу оговоримся, пока наши «выращенные» детали – образцы, которые необходимы для корректировки конструкции самого двигателя для получения более точных эксплуатационных параметров».
К деталям для аэрокосмической техники предъявляются более высокие требования: они являются высоконагруженными изделиями, сложными как в конструктивном, так и в технологическом исполнении. Выращенные в СГАУ образцы показали хорошие результаты при высокой температурной нагруженности, а также получили положительную оценку при прочностных испытаниях, что свидетельствует о высоком качестве изделий.
Экономический эффект аддитивных технологий
Новые технологии позволяют использовать такое количество металлического порошка, какое необходимо для готовой детали. Более того, в традиционной технологии есть такой этап как оснастка детали, и производственный цикл может достигать 3-6 месяцев. При аддитивном производстве время изготовления детали — около 48 часов.
«В совокупности это дает ощутимый экономический эффект: снижаются трудозатраты при производстве высокотехнологичной продукции, объем материала и время обработки.
И ещё одно важное отличие – возможность быстро менять форму продукции и ускоренное получение деталей. Ведь современное производство характеризуется относительно быстрой сменой продуктов. При этом зачастую меняются не основные компоненты, определяющие функциональное качество продукта, а дизайн - корпусные элементы, элементы декора и так далее. По этой причине в ряде случаев отпадает необходимость в дорогостоящей инструментальной оснастке», - отмечает Виталий Смелов.
Перспективные направления исследований СГАУ
По словам Виталия Смелова, в настоящее время ученые СГАУ занимаются разработкой и исследованием процесса селективного лазерного спекания изделий из композиционных материалов, а также разработкой 3D-установки, позволяющая изготавливать сложнопрофильные элементы авиационных двигателей методом прямого лазерного выращивания. «Решение данной задачи позволит в короткие сроки получать физические прототипы новой техники и осваивать серийное производство. Это особенно актуально с учетом стратегии импортозамещения и импортоопережения в высокотехнологичных отраслях», - заключает эксперт.