Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Самарский металлургический завод получил свидетельство Российского морского регистра судоходства о признании в качестве изготовителя листов из сплава 1565ч для судостроения. Первый катер, построенный с использованием этих материалов на предприятии «Беркут-Марин» в сотрудничестве с Центральным научно-исследовательским институтом конструкционных материалов «Прометей», был продемонстрирован на Международном военно-морском салоне 2015 в Санкт-Петербурге. Свойства сплава позволили снизить массу катера на 20% и увеличить его топливную эффективность, сообщается в пресс-релизе компания «Алкоа» (в которую входит СМЗ).
«Судостроение – еще одна грань использования сплава 1565ч, разработанного научно-техническими специалистами «Алкоа Россия» и ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», – рассказывает Александр Михайлович Дриц, директор по развитию бизнеса и новых технологий Алкоа Россия. – Сплав уже отлично зарекомендовал себя в сегменте коммерческого транспорта для производства грузовых вагонов и автоцистерн, обеспечивая оптимальное сочетание прочности и пластичности. Теперь мы предлагаем это инновационное решение для сегмента судостроения».
Высокая свариваемость и коррозионная стойкость делают инновационный алюминиевый сплав 1565ч перспективным конструкционным материалом для морского и речного судостроения. Благодаря этим свойствам и оригинальным обводам днища конструкции специалистов Д.Р. Морозова (Беркут-Марин) и Х.М. Валеева катер обладает повышенной прочностью и устойчивостью. Это позволяет ему выдерживать сильные динамические и ударные нагрузки при снижении его массы на 20%, делает катер более мореходным и снижает расход топлива.
«По совокупности всех характеристик сплав 1565ч может оказаться более интересным конструкционным материалом для судостроения, чем традиционные алюминиевые решения. Исследования основных характеристик листов и плит из сплава 1565ч, в том числе усталостно-прочностных характеристик металла сварных соединений и коррозионные исследования показывают перспективность использования сплава в судостроении, – говорит генеральный директор ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей», доктор технических наук Алексей Сергеевич Орыщенко. – Сейчас мы проводим исследования свойств прессованных изделий из 1565ч, включая профили и панели, на соответствие требованиям Морского Регистра. В перспективе это позволит конструкторам использовать сплав 1565ч в сварных конструкциях крупнотоннажных скоростных кораблей и судов».
О сплаве 1565ч
Сплав разработан и запатентован компанией «Алкоа Россия» совместно с ЦНИИ КМ «Прометей» и ОАО «НИИ Стали». 1565ч относится к свариваемым сплавам системы Al-Mg и является многофункциональным материалом, обеспечивающим оптимальное сочетание прочности, пластичности и специальных характеристик в зависимости от областей его применения. Сплав обеспечивает на 20-30% повышение уровня прочностных свойств по сравнению со сплавами 1550 и 5083, сохраняя пластичность на уровне этих сплавов. Сплав 1565ч рекомендован для производства грузовых вагонов и автоцистерн, перевозящих сыпучие грузы или опасные грузы, для изделий и техники, работающих при криогенных температурах (до -196° С). По сравнению со стандартными сплавами инновационный сплав 1565ч имеет лучшее сочетание механических свойств как при пониженных, так и при повышенных температурах. Он более технологичен при производстве корпусных конструкций, поскольку обладает повышенной пластичностью по сравнению со сплавами 1560 и 1561.
Коррозионная стойкость в морской воде в сочетании с высокими эксплуатационными и технологическими характеристиками делают свариваемый термически неупрочняемый сплав 1565ч перспективным конструкционным материалом для военно-морских кораблей и судов различного назначения.