Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Впервые в России прошел Международный форум по аэроупругости и динамике конструкций IFASD

В Санкт-Петербурге с 29 июня по 1 июля прошел 16-й Международный форум по аэроупругости и динамике конструкций IFASD-2015. Мероприятие проводится с 1981 года, однако в России оно состоялось впервые.

Форум состоялся при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, а также ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ПАО «ОАК»), НП «Союз авиапроизводителей» (НП «САП»), Совета европейских аэрокосмических сообществ (CEAS) и Американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), а главным организатором мероприятия выступил Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского.

Честь провести форум отдана ЦАГИ

«Проведение IFASD-2015 в России свидетельствует о значимой роли отечественной науки в мировом исследовательском пространстве. Во многом это связано с деятельностью нашего института, который активно участвует в реализации международных проектов, — отметил и.о. генерального директора ЦАГИ профессор Сергей Чернышев. — Мы рады тому, что нам предоставлена такая честь — проводить IFASD-2015. В прошлом году ЦАГИ с успехом организовал крупнейший международный конгресс в аэрокосмической науке — ICAS-2014. Мы надеемся, что полученный опыт поможет нам и в этот раз создать благоприятную атмосферу для продуктивного общения».

И.о. Генерального директора ФГУП «ЦАГИ» Сергей Чернышев приветствует участников форума

О назначении форума высказался начальник комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Зиченков: «Мы уверены, что эта встреча поможет проанализировать настоящее и будущее авиационной науки в области аэроупругости и динамики конструкций, а также спрогнозировать тенденции дальнейшего продвижения и развития данного направления», - сказал заместитель генерального директора ЦАГИ.

При этом, специалисты особо высоко ценят форум за его узкую направленность. Так, профессор Миланского технического университета Серджио Риччи отметил: «Большой плюс IFASD в том, что это встреча ученых по узкоспециализированной тематике, поэтому обсуждение проходит в камерной обстановке, в тесном кругу коллег».

Форум международного масштаба

Открывая форум, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Богинский отметил важность международного обмена опытом для развития отрасли: «Высокотехнологичная авиационная отрасль давно приобрела глобальный характер, над ее развитием трудятся лучшие умы во всех странах мира, и поэтому регулярный обмен опытом и знаниями, а также открытая аполитичная дискуссия представителей мировой авиационной науки имеют очень большое значение».

«Такие события, как этот форум, имеют огромное значение. Международные встречи — это „глоток свежего воздуха“, настоящий праздник для всех участников. Здесь собираются специалисты, в их дискуссиях рождаются идеи, которые потом воплощаются в жизнь. На подобных мероприятиях каждый узнает что-то новое. Например, открытием для наших иностранных коллег стал целый пласт работ ЦАГИ в области электромеханического моделирования — направления, которое за рубежом практически не развито. Таким образом, наши ученые приобретают известность во всем мире и получают статус признанных экспертов за пределами своей страны», — считает начальник отдела комплекса прочности летательных аппаратов ЦАГИ Петр Карклэ.

Доклады и участники

В 2015 году IFASD собрал более 200 специалистов из 22 стран, в том числе Великобритании, Германии, США, Франции, Италии, Голландии, Испании, Бельгии, Бразилии, Китая, Японии. «Международный формат форума является важнейшим фактором, ускоряющим экономическое развитие страны, обеспечивающим ее конкурентоспособность на мировом рынке», — передал в своем послании президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь.

Регистрация участников форума IFASD 2015

Так, в IFASD-2015 приняли участие представители таких известных зарубежных организаций, как Airbus, DLR, NASA, NLR, ONERA, Embraer, DASSAULT AVIATION, SAAB. От российской стороны, наряду с ФГУП «ЦАГИ», участвуют ФГУП «ЦИАМ», ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова», ОАО «Ил», ОАО «Корпорация «Иркут», ПАО «Туполев», МГУ имени М.В. Ломоносова, ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» и др.

На IFASD-2015 было заявлено почти 200 докладов. В число тем для обсуждения вошли такие актуальные вопросы, как аэродинамика в задачах аэроупругости, методика проведения экспериментов по динамике конструкций, наземные и полетные нагрузки, аэроупругость в проектировании летательных аппаратов, гибкие самолетные конструкции и другие важные проблемы.

Первый день

Генеральный директор ЦАГИ, профессор Сергей Чернышев, в своем пленарном докладе рассказал о системном подходе ЦАГИ в исследованиях аэроупругости и его роли в проектировании летательных аппаратов: «ЦАГИ — центр развития отечественной научной школы аэроупругости. Результатом многолетней деятельности института в этом направлении стало создание системной методологии. Она обеспечивает наиболее полный учет всех требований аэроупругости при разработке современной авиационной техники». Сергей Чернышев представил международной аудитории основные особенности используемой методологии и подчеркнул, что она «отличается высокой долей экспериментальных исследований».

Руководитель научных программ в области аэронавтики центра NASA Langley (США) Дэвид Шустер познакомил участников форума с достижениями в области прогнозирования бафтинга и аэроакустики.

На секционных заседаниях специалисты ЦАГИ представили результаты исследований в области экспериментальных методов, нагрузок и аэросервоупругости – взаимодействия системы управления с упругими конструкциями.

В завершение дня ученые смогли представить свои стендовые доклады.

Первый день IFASD 2015 завершился презентацией стендовых докладов

Второй день

Второй день форума начался с пленарного доклада специалиста по развитию технологий компании Embraer (Бразилия) Олимпио Ахиллеса Мелло, который рассказал о роли исследований аэроупругости в расширении технологических возможностей.

В рамках секционной части ученые ЦАГИ презентовали широкий перечень работ, среди которых — наземные частотные и летные испытания, аэроупругость в проектировании летательных аппаратов, динамические нагрузки и аэроупругая устойчивость, аэроупругость вращающихся систем, а также экспериментальные методы и исследования мостовых сооружений.

Кроме того, специалисты ЦАГИ представили на форуме итоги изысканий по совершенствованию методики резонансных испытаний авиационных конструкций, выполненных совместно с французской компанией Prodera, а также представили результаты исследований динамики конструкции демонстратора адаптивного крыла, выполненных в рамках проекта SADE 7-й Европейской рамочной программы.

В рамках форума ЦАГИ провел ряд успешных переговоров с иностранными партнерами. Так, с представителями немецкой фирмы Polytec, спонсора форума, обсуждалось выполнение двустороннего Рамочного соглашения, которое регулирует сотрудничество в прикладных авиационных исследованиях и кооперации.

Встреча представителей ФГУП «ЦАГИ» и немецкой фирмы Polytec

Кроме того, состоялась встреча с давними партнерами ЦАГИ – компанией Prodera (Франция). «На протяжении последних 50 лет французские коллеги предоставляют нам высококачественные системы для проведения частотных испытаний. А с 1990-х годов ЦАГИ занимается модернизацией программного обеспечения для этого оборудования и, таким образом, совершенствует свои технологии, - сообщил Михаил Зинченков. - В ходе встречи мы рассказали руководителю Prodera Клаасу Дикстре об опыте применения разработок компании. Наш партнер, в свою очередь, презентовал новые конструктивные решения. Результатом стала договоренность о координации действий при реализации совместных проектов». При этом президент компании Prodera Клаас Дикстра отметил: «ЦАГИ, который является нашим приоритетным российским партнером, обладает отличной командой и серьезным подходом не только к исследованиям, но и к их презентации — это видно по докладам, представленным институтом на IFASD-2015».

Третий день

На секционных заседаниях специалисты ЦАГИ представили доклады по учету аэроупругости в проектировании летательных аппаратов и оптимизации их конструкций, наземным частотным и летным испытаниям, аэросервоупругости и активному управлению, динамике конструкций и шимми (автоколебаниям шасси).

Завершился форум пленарным докладом члена Программного комитета, профессора Бристольского университета (Великобритания) Джонатана Купера, рассказавшего о том, как исследования аэроупругости и динамики конструкций влияют на проектирование перспективных летательных аппаратов.

Завершился форум пленарным докладом члена Программного комитета, профессора Бристольского университета (Великобритания) Джонатана Купера (Jonathan Cooper)

Результаты IFASD-2015 и его 25 секций были подведены на заседании Программного комитета «Можно смело сказать, что ключевая задача форума — собрать воедино достижения ученых из разных стран, специализирующихся в аэроупругости и динамике конструкций, — успешно решена», — прокомментировала встречу председатель Программного комитета, ведущий научный сотрудник комплекса прочности летательных аппаратов ЦАГИ Светлана Кузьмина.

Отрадно, что российские ученые приняли в работе форума самое активное участие. «Ранее российские ученые не делали столь большого количества докладов на IFASD. И приятно видеть, что их работы вызывают искренний интерес слушателей, дают почву для научных дискуссий. Еще один позитивный момент — высокая активность молодых специалистов, в том числе — в качестве выступающих. В большинстве своем они демонстрируют профессиональный подход к презентации материалов», — поделился мнением начальник отдела комплекса прочности летательных аппаратов ЦАГИ Василий Чедрик.

Ученые из России стали авторами каждого четвертого доклада на форуме. «В силу того, что отечественная и зарубежная школы аэроупругости долгое время развивались независимо друг от друга, особенно важно периодически „сверять часы“, обмениваться опытом и знаниями. Думаю, нынешняя встреча предоставила всем участникам прекрасную возможность для этого», - резюмировал начальник отделения норм прочности, нагрузок и аэроупругости ЦАГИ Сергей Парышев.

«Мероприятие мне запомнилось высокой научной активностью и душевной атмосферой в лучших традициях русского гостеприимства», - признался директор департамента аэроупругости и динамики конструкций ONERA (Франция) Жан-Пьер Грисваль по завершению форума. Следующий форум IFASD состоится в Италии.

Церемония закрытия IFASD 2015